Частенько знакомству с интересными и оригинальными изделиями ножевой индустрии я обязан своим друзьям-приятелям. Время от времени они приходят советоваться насчет приобретения какого-нибудь нового ножа: то на подарок кому-то, то себе для тех или иных нужд.
В этот раз помимо чисто практических требований — хорошо резать и быть удобным как в использовании, так и в повседневном ношении, — возник, так сказать, культурно-эстетический фактор. Дело в том, что один мой старинный приятель является убежденным приверженцем всего японского. Еще при СССР он настолько углубился в японскую культуру, что решил выу чить японский язык — и достиг в этом отличных результатов. Это увлечение Страной восходящего солнца осталось с ним на все последующие годы. И вот недавно он позвонил мне с просьбой посоветовать ему складной нож, который, помимо удобства в работе и ношении, еще и отражал бы эстетические предпочтения своего будущего владельца. Естественно, это должно было быть что-то в японском стиле. Причиной обращения было то, что традиционный японский складной нож «хигоноками», которым приятель уже владел несколько лет, при всей своей несомненной аутентичности, увы, был не очень удобен при выполнении различных работ. Для меня это не стало сюрпризом: конструктивно этот нож больше похож на опасную бритву, и во время манипуляций с ним требуется постоянный контроль над клинком. Просьба не застала меня врасплох — я и сам как раз присматривался к одному ножу, увиденному за пару лет до того в каталоге фирмы B?ker.
Нож, который мне приглянулся, назывался Kwaiken Folder; разработан он был Лукасом Барнли и привлекал внимание своим оригинальным внешним видом, который полностью соответствовал названию. Проще говоря, этот образец продукции B?ker представлял собой вариацию на тему японского ножа «кайкен», только в отличие от классического японского кайкена был складным.
Несколько слов о Kwaiken
Почему несколько? Потому что об этом традиционном японском ноже небольшого размера запросто можно написать целую книгу, а о его образе в традиционной японской культуре — книгу изрядной толщины. У нас же задача — вкратце обрисовать для читателя особенности режущего инструмента, давшего начало целой серии современных ножей, объединенных названием B?ker Kwaiken.
Итак, «квайкен» или «кайкен» (эти названия эквивалентны) — нож типа «айкути» (что буквально означает «подогнанное устье») общей длиной 15-20 см. Для айкути характерны полное отсутствие какой-либо гарды и плавно, практически незаметно, переходящий в ножны профиль рукоятки. Наиболее часто встречающийся вид оправы — так называемая «ширасайя», когда ножны и рукоятка ножа изготовлены из одной цельной деревянной заготовки и обычно подогнаны так, чтобы готовый нож в ножнах внешне был практически неотличим от простой деревянной палки. Для мечей оправа ширасайя была, как правило, временной — лишенная лакировки древесина магнолии помогала защитить стальные клинки от коррозии во влажном японском климате в промежутке между боевыми применениями, когда меч «переодевали» в более подходящую оправу с полноценной гардой и прочими элементами. Однако для кайкена такая оправа была вполне функциональна и самодостаточна. Иногда, впрочем, оправа кайкенов могла включать в себя инкрустацию (обычно изображался родовой герб — «мон» — владельца ножа) или обклеивание кожей ската («самэ»). Встречались и кайкены с более изысканной отделкой, с обилием разнообразных декоративных элементов. Что касается клинка кайкена, то существует как минимум три вида его формы. Поэтому я сознательно избегаю называть кайкен термином «кинжал», предполагающим обоюдоострую форму клинка.
Кайкен из арсенала клана Токугава ( в настоящее время — музейный экспонат )
Оригинальные кайкены — ножи в высшей степени красивые, а в руке чрезвычайно приятные. Однако главная ценность кайкена состояла, конечно же, в его назначении…
Честь выше жизни
Не только внешняя красота сделала кайкен таким известным и популярным. Внутренняя сущность, выражающаяся в его назначении, выделяет его среди целого ряда подобных вещей. Кайкен имеет ярко выраженный исторический оттенок, поскольку этот нож являлся характерной принадлежностью самураев — воинов феодальной Японии, — использовавших его в качестве оружия, как сейчас говорят, скрытого ношения. Полагающиеся по статусу два меча, длинный и короткий, практически всегда находились при самурае, поскольку средневековая Япония с ее феодальными распрями и смутой, странствующими самураями, проверяющими свое боевое искусство в схватках, ронинами и многочисленными бандами делали жизнь весьма непредсказуемой и опасной. В некоторых ситуациях самураи оказывались без мечей — например, при посещении дома своего господина или в каких-либо бытовых ситуациях; в таких случаях кайкен выступал оружием «последнего шанса». Имея небольшие размеры, кайкен мог быть легко спрятан в рукаве или за отворотом одежды и при столкновении накоротке или схватке в помещении являлся неплохим подспорьем в умелых руках, обеспечивая действенную защиту своему владельцу.
Самурайские жены и дочери в боевой подготовке также по мере сил старались не отставать от мужчин. В основном женщины упражнялись во владении нагинатой (японским вариантом алебарды) и танто (самым коротким мечом). Учитывая, что мечи не входили в комплект наряда дамы, небольшой по размеру кайкен был тем самым средством активной защиты, которое как нельзя лучше подходило для повседневного ношения. Как только девочке из самурайского рода исполнялось 12-13 лет (в средневековой Японии это был возраст совершеннолетия), она получала в подарок наряду с другими предметами и кайкен — для защиты жизни и чести. В последующие годы, совершенствуясь в боевых искусствах, девушка вполне могла постоять за себя — и в этом для нашего западного понимания ничего необычного нет.
Японский Кайкен — простой и лаконичный нож с богатой историей и глубоким смыслом
Но есть и вторая часть предназначения кайкена — характерная исключительно для Востока… Если каким-то образом юная леди или взрослая женщина компрометировали себя, то кайкен также проливал кровь — однако уже кровь самой хозяйки. Честь в Японии ценится выше жизни, и если доброе имя самурая и чистота его намерений оказываются под сомнением, то он совершает сэппуку (оно же харакири), рассекая себе живот, являющийся, по японским представлениям, вместилищем души. Женщина же, когда честь ее запятнана (в том числе и кривотолками), вынуждена совершить женскую версию сэппуку — дзигай, пронзая кайкеном шею; причем перед самим актом очищающего самоубийства следовало обернуть ноги поясом от кимоно — чтобы во время агонии совершившая дзигай женщина выглядела пристойно. Это странное сочетание чистоты и жестокости, выраженное подобным образом, естественно, не могло не вызвать на Западе волну любопытства и трепетного восхищения. Причем пересказы порождали разнообразные версии и вариации подобных ритуалов. Нелишним будет вспомнить оперу Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй», поставленную по мотивам драмы Давида Беласко «Гейша», где гейша Чио-Чио-Сан, известная под именем Баттерфляй, становится временной женой лейтенанта американского флота Пинкертона и из любви к нему переходит в христианство, что приводит к ее разрыву с родной семьей и всеобщему осуждению. Ради любви готовая на все, Баттерфляй стойко выносит страдания; однако возвратившийся после командировки на родину Пинкертон привозит с собой законную американскую супругу — и сердце гейши разбито. В соответствии с японскими традициями того времени, «тот, кто не может жить с честью, должен умереть с честью» — и Баттерфляй совершает самоубийство. Драма, послужившая мотивом для оперного либретто, как принято писать сегодня в титрах — «основана на реальных событиях». Традиции смывать собственной кровью запятнанную честь сохранялись в Японии вплоть до буржуазной революции — так называемой «Реставрации Мэйдзи» (1868-1889 гг.), кардинально изменившей лицо общества и его устои, заставив взять курс на внедрение западной культуры и технического прогресса. Самурайский класс был практически упразднен, а вместе с этим были запрещены самурайская атрибутика — в частности, открытое ношение мечей, — и прочие свойственные Японии времен феодализма ритуалы и пережитки.
Следует отметить, что в результате революционно-классового стресса рухнули целые сословия и пролилось немало крови. В этой обострившейся ситуации и после нее немало женщин из самурайских родов прибегало к смертельному ритуалу с помощью кайкена. Неслучайно этот период с его особым драматизмом чаще всего встречается в сюжетах разнообразных произведений искусства Японии.
Постепенно самураи сменили мечи на аксессуары государственной и военной номенклатуры, а жизнь потекла в новом русле. Последнее яркое и драматичное появление кайкена пришлось на заключительную часть Второй мировой войны — он входил в комплект снаряжения летчиков-смертников камикадзе («симпу токубэцу ко гэки тай», что в переводе означает «Специальные ударные отряды «Божественный ветер»). Однако для камикадзе кайкен (в оправе уставного образца) служил не оружием и не средством ритуального самоубийства — это был символ непобедимого самурайского духа и господства верности и чести над жизнью.
Увы, даже такая крайняя мера, как использование смертников, не могла спасти империалистическую Японию от поражения. В современной Японии, свободной от феодальных пережитков, кайкен можно увидеть в ходе традиционных брачных церемоний — тут он выступает в качестве подарка жениха невесте. Некоторые источники толкуют это как «подарок на счастье». Но бытует и мнение, что кайкен в данном случае — знак ответственности и напоминание о цене достоинства и чести замужней женщины.
Сегодня
Естественно, предмет с такой насыщенной родословной не мог не привлечь внимания творческих личностей в разных концах Земли. Совсем недавно я прочел роман «Кайкен» известного французского писателя Жана-Кристофа Гранже. В этом драматическом триллере напряженный детективный сюжет перемешан с размышлениями героя о японской традиционной культуре.
Естественно, свой вклад в возрождение интереса к кайкену и появление его новых вариантов внесли и изготовители ножей. Именно к этой категории мастеров относится и Лукас Барнли. Этот американский мастер специализируется на ножах для повседневного ношения, изготавливая их на собственном предприятии Burnley Knives, открытом в 2003 г. в Альбукерке, штат Нью-Мексико, США. Ножи Барнли отличает не только привлекательный дизайн, но и отличные рабочие качества, функци ональность, прочность и износостойкость. При производстве своих изделий Барнли использует самые современные и высокотехнологичные материалы — титан, углеволокно, разнообразные композиты и т.п. Его ножи отличаются высочайшим качеством изготовления и подгонки. Лукас Барнли специализируется не только на выпуске авторских моделей, но и сотрудничает с крупными фирмами-производителями, имеющими мировую известность. Именно так появилась серия ножей B?ker Kwaiken.
Взяв за основу легендарный японский нож, Барнли разработал складную версию кайкена. Сказать, что нож удался — значит, не сказать ничего. С первого взгляда угадываются характерные черты кайкена — лаконичные (не примитивные, а именно по-японски лаконичные) линии дизайна, стремительность и откровенная агрессивность клинка. Модель приглянулась крупному производителю — компании B?ker. В итоге в творческом союзе с автором фирма выпустила целую серию замечательных ножей B?ker Kwaiken.
Необходимо отметить, что в течение более трех лет выпуска этой серии ножи непрерывно совершенствовались. Сначала был выпущен Kwaiken Folder. Ножи этой модели отличались цветными накладками из различных материалов. Сталь клинка — отличная японская нержавейка AUS-8. Раскрывался нож при помощи характерной шайбы, закрепленной у основания обуха. В поздних выпусках для более удобного и легкого раскрытия ножа размеры шайбы были увеличены.
Позднее свет увидела серия Kwaiken Mini — уменьшенная версия стандартного Kwaiken. Заключительным аккордом стала долгожданная для многих покупателей версия Kwaiken Flipper, у которой раскрытие происходило за счет выступа в нижней части клинка — так называемого «плавника». Необходимо отметить, что «плавник» у Kwaiken Flipper имеет аккуратную насечку и оптимальные размеры — благодаря тщательному расчету палец владельца располагается именно там, где ему и следует находиться для легкого и быстрого раскрытия ножа.
Складное исполнение кайкенов от Boker дало новую жизнь японской классике
На сегодняшний день в специализированных магазинах можно встретить целый ряд привлекательных моделей из серии B?ker Kwaiken. Например, для любителей тактических ножей серия была дополнена моделью Kwaiken Flipper Tactical. Клинок здесь имеет темное антибликовое покрытие, а накладки на рукоятку, повышающие надежность удержания, также выполнены в темном цвете. Потенциальный покупатель легко сможет выбрать себе нож по душе.
Родовые черты
Несмотря на многообразие, все ножи серии B?ker Kwaiken имеют общие черты. Прежде всего, это конфигурация клинка и рукоятки.
Клинок имеет стремительную агрессивную форму, соответствующую легендарному японскому кайкену, с эффектным и одновременно в высшей степени эффективным острием. Заточка клинка имеет вогнутый профиль (Hollow Grind). Следует отметить, что она не только агрессивно выглядит, но и не менее агрессивно режет — запросто можно случайно пораниться, что и произошло с моим приятелем, который, рассматривая нож и любуясь плавностью его линий, не заметил, как кончик пальца скользнул по краю лезвия (причем нож был закрыт — и палец попал на край лезвия между нижним краем плашек). В тот же миг ладонь залила кровь из рассеченного пальца… Так что режет изделие великолепно.
При приготовлении пищи ку пленный моим приятелем по счастливому случаю B?ker Kwaiken Flipper Carbon с клинком из стали VG-10 произвел на меня исключительно положительное впечатление, нарезая овощи, мясо и птицу как отличный кухонный нож. Подточить карандаш или сделать из спички зубочистку тоже получалось легко и просто. Благодаря отлично продуманному дизайну рукоятки этот нож очень удобен при любом удержании и при самых разнообразных работах. Кстати, в модели с флиппером этот элемент еще и подстраховывает руку от соскальзывания на лезвие — при такой агрессивной заточке это совсем не лишнее. Плашки рукоятки и замок Liner-Lock сделаны из высококачественной нержавеющей стали, что делает нож прочным и долговечным, а запирание — чрезвычайно надежным.
Отдельного описания заслуживает IKBS — система раскрывания и закрывания ножей, которая используется во всех изделиях серии B?ker Kwaiken. Это бразильская система, разработанная в 2001 г. братьями Лала и Флавио Икома для легкого и быстрого раскрывания и закрывания складного ножа. В Ikoma Kort Bearing Sistem (IKBS) применяются подшипники, обеспечивающие очень быстрое и плавное раскрытие; а при открывании модели с флиппером вообще создается ощущение, будто срабатывает ассистирующая система раскрывания. К тому же, судя по техническим описаниям испытаний этой системы и отзывам пользователей, она очень надежна.
Рукоятка ножа оснащена небольшой стальной клипсой (увы, клипса эта однопозиционная — только для правшей). Дополнительно в рукоятке выполнено отверстие под темлячок, что позволит хозяину не только повысить надежность и удобство использования, но и даст простор для упражнений.
Таким образом, взвесив все за и против, мой приятель вскоре приобрел B?ker Kwaiken Carbon Flipper — причем это было сделано сознательно в специализированном магазине, официально представляющем продукцию фирмы B?ker. Я делаю акцент на приобретении у авторизованного дилера, поскольку шустрые ребята из Поднебесной, быстро оценив растущую популярность B?ker Kwaiken, уже вовсю штампуют свои копии. Сегодня на рынок хлынули подделки самого разного качества и существенно отличающиеся ценой — встречаются даже и очень недешевые.
Кому?
B?ker Kwaiken можно рекомендовать практически любому потребителю, желающему иметь качественный и удобный нож для повседневного ношения. Учитывая изобилие моделей, получится выбрать вариант как для мужчины, так и для женщины. Будут рады ему и те, кто хочет получить неброский нож, и те, кто предпочитает модель поярче; найдутся и элегантные модели для эстетов, и прагматично-тактические — для профессиональных пользователей. Тем, кого интересуют экзотика и исключительность, стоит обратить внимание на модель Kwaiken Flipper Damast, клинок которой изготовлен из эффектной дамасской стали.
Удивительным образом этот нож сочетает в себе харизму и настроение Востока с практичностью Запада. Как и полагается ножу по имени кайкен, им можно эффективно защищать себя в случае опасности; причем для этого нож можно использовать и в закрытом состоянии по типу еще одного характерного для Японии изделия — явары. И уж, конечно, подойдет он и для разнообразных хозяйственно-бытовых работ. Единственное, чего не стоит делать этим ножом — так это лишать себя жизни. Тем, для кого название кайкен — не пустой звук, этот замечательный нож будет небольшим напоминанием о важности вести себя с достоинством и честью, что во все времена никогда не было и не будет лишним.