— Может, не надо!? Тарас, ну это же ужас какой-то! Вандализм!
— Я понимаю, но кому-то же нужно это делать! Надо показать прочность шасси, стойкость к механическим воздействиям, ну и заодно снять видео и немного повеселиться.
— Ну, как скажешь. Тогда неси его сюда…
Так начинался этот длинный и наполненный событиями день. Задача стояла нетривиальная: нам нужно было снять программу «Оружейная школа» для ТВ и Youtube — развлекательную, но в то же время и серьезный тест шасси Automatic ARC2 на выживание и способность работать после разнообразных механических воздействий. И на все это у нас был только один короткий зимний день. Для любого нормального человека сознательно ломать хорошее, новое изделие — действие психологически трудное. Оно кажется абсурдным и граничащим с идиотизмом. Но, с другой стороны, как еще проверить продукт, который рекомендуешь другим? Только подвергнув его всевозможным испытаниям и убедившись, в первую очередь для самого себя, что он действительно может работать в любых условиях! Методология такого теста очень важна, и мы решили подойти к задаче максимально серьезно. Критерий оценки работы любого винтовочного шасси или ложи — это их способность сохранять СТП стрелкового комплекса на том же месте на мишени даже после извлечения из ложи «железа» (так стрелки обычно называют ствол с затворной группой) и укладки его обратно. Наши испытания начались именно с такого простого теста, но это было только начало.
Последовательность испытаний была проста, как угол дома. После череды проверок мы снова укладывали винтовку обратно в подопытное шасси и производили три выстрела в мишень.
Средний результат кучности по пяти группам составил 0,37 МОА!
Мишенный щит с мишенями-наклейками от Alebarda был установлен на дистанции 100 м, и после каждого теста мы стреляли в новую мишень — дабы максимально наглядно видеть малейшие изменения в кучности и положении СТП, ежели таковые будут. Первым делом нужно было переложить винтовку из родной ложи в шасси, пристреляться и сделать первую контрольную серию. Извлекаем Remington 700 Stainless Threaded 5-R Gen.2 из коробки, отвинчиваем «железо» от родной ложи, устанавливаем его в шасси Automatic и снова затягиваем ложевые винты — с помощью динамометрической отвертки. Усилие затяжки винтов на протяжении всех испытаний оставалось неизменным: 60 дюймфунтов.
Быстро сводим и обнуляем прицел Nightforce NX8 4-32×56 F1, после чего переходим на контрольный мишенный щит. И вот уже есть первая группа из трех попаданий в мишени — теперь она наш ориентир до конца всего теста. Начинаем с простого: отвинчиваем винты, извлекаем «железо» и укладываем в шасси еще раз. Затягиваем с прежним усилием и делаем три выстрела в соседнюю мишень на щите. Смещение СТП отсутствует! Это очень хорошо. Теперь мы знаем, что любой владелец шасси, у которого есть динамометрическая отвертка, сможет при необходимости разобрать винтовку для обслуживания (а это принципиально удобнее делать в разобранном состоянии), затем устанавливать ствол с ресивером обратно в шасси и нисколько не сомневаться в том, куда после этого пойдет первый выстрел. Важность такого переоценить очень трудно.
Двигаемся дальше — по плану пора начинать пытки и издевательства, то есть тесты на живучесть шасси. Начинаем их с банальной попытки поцарапать защитное анодирование металла. Острой кромкой обуха ножа Spyderco Manix C95 имитируем суровую реальность эксплуатации изделия в условиях соревнований, охоты или любых других полевых выходов. Поцарапать шасси таким способом не получается, и нам приходится с ощутимой силой стукнуть стальной кромкой по шасси, чтобы получить заметный скол покрытия. Ну, вот и «первая кровь»… дальше, вероятно, издеваться над ложей будет получаться легче. По крайней мере, психологически.
Отвинчиваем ресивер со стволом и приступаем к первым «силовым» тестам. Начинаются они с двух табуреток… нет, это вовсе не избиение пленного табуретками — табуретки, расставленные поодаль друг от друга, используются в качестве опор для оконечностей шасси, само же оно как будто имитирует жердочку над пропастью. Сверху на жердочку (ну, вы поняли) прямо грязными ботинками взгромождается ваш покорный слуга — да еще и пытается попрыгать на точке, куда ложится лапа отдачи винтовки. Кстати, при обсуждении подобного теста многие эксперты заявляли, что деформации ложи и смещения СТП после этого никак не избежать — вот и посмотрим!
Впрочем, табуретками мы решаем не ограничиваться — гулять так гулять. Поднимаем шасси и засовываем его за одну из несущих балок, поддерживающих навес стрелковой галереи. Затем хватаюсь руками с двух сторон за концы этого импровизированного турника, выполняю около десяти подтягиваний и завершаю трюк «уголком» — ради эффектного фото. Неужто не согнулось? Скорее назад, к стрелковому месту. Укладываем винтовку в шасси обратно, но в процессе обнаруживается, что мой пульс после подтягиваний высоковат для уверенного контрольного отстрела — так что я передаю это право коллеге Тарасу. Три выстрела в следующую мишень на щите в его исполнении ложатся практически в центр наклейки! Несмотря на наши издевательства и на смену стрелка, положение СТП находится в пределах технической кучности винтовки. А значит, можем продолжать.
Следующим пунктом программы у нас идет автомобиль — а именно рабочий пикап Toyota Hilux. Думаю, что догадливые читатели уже представили, что будет дальше. Да, мы совершаем наезд автомобилем на шасси Automatic ARC2, причем делаем это и поперек, и вдоль — раз уж единогласно не сумели решить, какой способ выйдет более зрелищным и полезным для нашего эксперимента.
Особо кошмарного результата, кроме пары царапин от гравия, мы не обнаруживаем — как и видимой деформации. Все регулировки на месте, нигде ничего не шатается — и лишь красивый отпечаток протектора по всей длине шасси напоминает о том, что оно подверглось наезду двухтонного пикапа. Тут мы уже полностью входим во вкус (как говорится, если долго заглядывать в бездну…) — и лезем в багажник за веревкой. Да начнется жесть! Одна петля — на приклад шасси, другая — на фаркоп автомобиля, и по газам! Смотреть на это без содрогания невозможно: машина безжалостно тащит шасси по каменистой грунтовке, шасси подпрыгивает, переворачивается барашками регулировок приклада к дороге… Мои нервы не выдерживают, и я отворачиваюсь. Экзекуция продолжается добрых минут пять, после чего машина, наконец, возвращается. Вопреки моим опасениям, испытуемый не стерся в пыль и не развалился на части, а даже приобрел неожиданно притягательный «камуфляж»! Волочение по гравию покрывает плоскости шасси узорами из царапин — однако неожиданно это выглядит как эксклюзивный тюнинг, придающий изделию неповторимый шарм. Но хватит лирики — для продолжения испытуемого сначала нужно отмыть, а после перейдем к списку повреждений.
Выясняется, что, помимо уже упомянутых глубоких царапин, у нас еще слетел затыльник, заусенцами ободран подщечник, а заклинившая кнопка складывания приклада полностью забита грязью. Затыльник мы быстро находим и буквально за секунду возвращаем на место — просто от тряски ослаб винт его крепления. Подщечник находчивый Тарас «заполировывает» лезвием все того же ножа.
А вот с узлом складывания приходится повозиться дольше. Пара ударов киянкой — и заклинившая кнопка складывания приклада высвобождает механизм фиксатора. Приклад снова может складываться — однако из-за грязи и песка внутри кнопка не фиксирует его в разложенном состоянии. Это не беда: в конструкции шарнира предусмотрен специальный винт, который нужен как раз для таких ситуаций — он намертво фиксирует приклад в разложенном виде, независимо от работоспособности кнопки. По возвращении домой, конечно, понадобятся полная разборка и чистка механизма. Однако продолжать точно стрелять возможно и без этого — зафиксированный приклад не люфтит и не болтается. Переходим к осмотру винтов и механизмов регулировки высоты щеки и длины затыльника. Оказалось, что, несмотря на нещадные удары в процессе волочения за автомобилем, эти узлы вообще не пострадали — все регулировки работают исправно, никаких люфтов не появилось.
После такого «ралли-рейда» мы, кажется, поймали кураж — и теперь начинаем заниматься уже откровенными глупостями. Тарас гдето находит огромный гвоздь-«стопятидесятку» и азартно начинает заколачивать его в доску, используя шасси как молоток; причем в качестве рукоятки выступает цевье, а бойком служит так называемый «бэг райдер» — та плоскость на нижней стороне приклада, которым он обычно опирается на задний мешок при стрельбе. Следует отметить, что гвоздь был забит успешно, без каких-либо последствий — так, добавилось лишь несколько мелких царапин.
Но и этого нам показалось мало — и тогда мы решили заняться игрой в гольф. Вообще не зря говорят, что высокоточная стрельба — это как гольф, только для упитанных мужчин… Клюшкой, естественно, служит шасси, а в виде мячика выступает… обломок кирпича. Оказывается, что размахивать двухкилограммовой «клюшкой» — не такая уж и простая задача, однако после нескольких пробных замахов я наношу удар, которому позавидовал бы и Тайгер Вудс. Кирпич в облаке пыли улетает вдаль — а я, вдохновленный успехом, предлагаю попробовать Тарасу. Коллега, увы, такими же врожденными талантами гольфиста не обладает: при попытке ударить наша импровизированная «клюшка» выскальзывает у него из рук и, совершив в воздухе несколько причудливых пируэтов, с грохотом падает на кучу строительного мусора, которая служит естественной границей нашего поля для гольфа. Это нас несколько отрезвляет — вспоминаем, что пора бы вернуться на рубеж и отстрелять контрольную группу.
После испытаний автомобилем, забивания гвоздей и игры в кирпичный гольф я ждал чего угодно, но не такого результата на мишени. Мы укладываем винтовку в изрядно избитое, но тщательно вычищенное шасси, затягиваем оба ложевых винта с прежним усилием — и Тарас тут же собирает прекрасную группу в следующей наклейке (по сути, проделав тремя выстрелами одну дырку)! Размер группы составляет 10 мм по краям (!!!) пробоин, но главное — СТП по-прежнему на месте! И это после всех издевательств!
В принципе, после таких результатов наш тест уже можно было бы смело сворачивать — признав результаты его более чем наглядными и убедительными. Однако у нас еще остается кое-какой реквизит…
Когда для испытаний применяется помповое ружье Hatsan Escort 12-го калибра, которое само около года назад было объектом подобного же краш-теста — остановиться, как вы понимаете, просто невозможно. Закрепляем «жертву» на деревянном стенде, и три выстрела дробью № 5 ложатся четко посредине. Красиво, громко, эффектно — но, очевидно, совершенно бесполезно; за исключением того, что внешний вид шасси стал еще более притягательным, приобретя, помимо царапин, еще и хаотично расположенные следы от дробин.
У нас уже заканчиваются идеи — да и солнце практически село, знаменуя неизбежный конец короткого зимнего дня. Поэтому, обнаружив разведенный на территории стрельбища костер, мы, недолго думая, швыряем шасси прямо в угли. Сидим, греем руки у костра и понимаем, что уже почти стемнело, а нам еще снимать финальный отстрел. Между тем, костер не оказывает на шасси вообще никакого видимого эффекта. Ну что ж, остается его разве что взорвать…
Естественно, настоящей взрывчатки у нас нет — гражданским не положено. Но мы же прихватили на складе кое-какие образцы праздничной пиротехники — а точнее говоря, самые большие фейерверки из тех, что продаются в магазинах компании «Ибис». Они такие огромные, что в действии больше напоминают работу боевых систем залпового огня, и эти потоки разноцветного огня наверняка будут сниться нам еще долго. Тем не менее для шасси это не становится каким-либо серьезным испытанием; утешаемся тем, что зато у нас вышли прекрасные новогодние кадры!
Осталось самое главное: финальный отстрел и проверка кучности и положения СТП комплекса. Делать это приходится уже в полной темноте, так что без подсветки мишени фонарями не обойтись. Напряжение высокое — мы прекрасно понимаем, что если сейчас СТП окажется не там, где нужно, то весь наш труд превратится не более чем в фарс ради эффектных кадров. Момент истины — и вот в мишени последняя контрольная группа! А главное, она оказывается именно там, где и должна быть. Это однозначный успех!
Поспешные сборы в кромешной темноте, попытки ничего не забыть и не потерять — и мы, наконец, на пути домой. Пока едем, осматриваю нашу контрольную мишень и подопытного. Еще раз убеждаюсь, что шасси Automatic ARC2 способно выдержать любые трудности, где бы и как бы его ни использовали. Даже мелкие детали — такие, как органы регулировки приклада, — оказались абсолютно «неубиваемыми», и любой владелец шасси теперь может быть уверен, что оно выдержит все, что угодно! Выдержало бы остальное оборудование — оружие, оптика… ну, и сам стрелок.
Дело за малым: более тщательный анализ мишеней для финальных выводов. По итогу у нас имеется пять групп по три выстрела на одном листе. Между группами мы снимали «железо», подвергали шасси издевательствам, устанавливали ресивер со стволом обратно для контрольного отстрела и даже меняли стрелка. Средний результат кучности по пяти группам составил 0,37 МОА! Однако кучность — это вопрос вторичный; нас же, в первую очередь, интересует смещение СТП. И здесь у нас полный успех — смещение каждой следующей серии от первой контрольной группы составляет менее 0,4 МОА! По сути, это означает, что фактического смещения нет — поскольку оно находится в пределах кучности винтовки.
КУПИТЬ ВСЕ ЭТИ ТОВАРЫ МОЖНО ЗДЕСЬ
По результатам испытаний я лично теперь пребываю в полной уверенности, что если даже в случае ядерной войны на Земле останется лишь гора пепла, то из нее будет торчать шасси Automatic — слегка потрепанное, немного поцарапанное и, возможно, чуть-чуть оплавленное, но абсолютно надежное и готовое к работе.