Бинокль всегда оставался довольно консервативным наблюдательным инструментом. Со дня своего изобретения это были две половины корпуса, соединенные между собой шарниром. Самые первые бинокли конструировались по Галилеевской схеме — они имели в своей конструкции только линзы (театральные бинокли, кстати, до сих пор изготавливаются именно по такому принципу). Более привычный нам вид они приобрели после того, как в 1854 г. итальянец Игнацио Порро запатентовал схему с призмами, названную впоследствии его именем. Во второй половине ХХ в. к конструкции Porro присоединилась схема Roof, которая в настоящее время применяется в большинстве современных высококачественных биноклей. Также был придуман вариант «обратного Porro» — нашедший, впрочем, свое применение только в нише бюджетных малоформатных биноклей.
[caption id="attachment_7924" align="alignnone" width="600"] Схема «классического» бинокля:
1 — объектив; 2 и 3 — призмы Порро; 4 — окуляр[/caption]
И тем не менее: при всех изменениях в оптических схемах и внешнем виде неизменным всегда оставалось то, что бинокль — это синтез оптики и механики. В оптических схемах применялись более совершенные сорта оптического стекла, повышалось качество просветляющих покрытий и точность изготовления подвижных узлов. Но в итоге бинокль все равно всегда оставался оптико-механическим инструментом: линзы и призмы служат для формирования изображения, а механическая часть — для регулировки резкости и межзрачкового расстояния.
А нужна ли она — стабилизация?
В результате бинокли, несмотря на все многообразие, всегда имели ограничение по увеличению для комфортного наблюдения с рук. Дело в том, что при больших кратностях изображение в бинокле начинает дрожать и прыгать перед глазами вследствие тремора, нашего дыхания и даже сердцебиения. И это наблюдается в спокойном состоянии. А после активной ходьбы по лесу, оврагам и полям с рюкзаком за плечами и оружием эти факторы, естественно, оказывают еще большее влияние на комфорт, а точнее — на его снижение при наблюдениях. Считается, что оптимальной кратностью для удобного и комфортного использования является 8х. Опытный наблюдатель может достаточно стабильно удерживать бинокль с 10-кратным увеличением. Все, что больше, строго говоря, требует штатива или надежной опоры для рук. Кто-то может сказать, что для него и 12-15х не проблема: руки, мол, «железные», дыхание задерживает и спокойно наблюдает.
Но тут стоит учитывать, насколько крупный объект мы рассматриваем, с какого расстояния, как долго, и хотим ли увидеть мелкие детали. Одно дело — вскинуть бинокль на несколько секунд к глазам для простого подтверждения факта, что на дереве сидят птицы. И совсем другая ситуация возникает, если мы хотим понаблюдать за поведением этих птиц, определить оттенки оперения, полюбоваться брачными играми. В таком случае нам может помешать мелкий тремор даже при увеличении 8х.
Однако в целом 8/10-кратники в большинстве случаев обеспечат комфортные наблюдения с рук. Тем не менее часто возникает необходимость использовать более мощный прибор. Ведь не секрет, что, например, в горах, где расстояния очень значительны, десятикратного увеличения бывает откровенно недостаточно. Такая же ситуация может возникнуть и на широких просторах в поле. Или, допустим, вам хочется просто рассмотреть объект в деталях, а он убегает или улетает при попытке подойти ближе. В подобных случаях отличным вариантом будет 15/16-кратник.
И вот тут, помимо оптики и механики, нам на помощь приходит электроника. Бинокль с оптической стабилизацией — отличный вариант решения проблемы неу стойчивого изображения при больших кратностях. Выбор таких наблюдательных инструментов в настоящее время нельзя назвать очень широким. Если бинокли традиционной конструкции выпускают десятки брендов, то число компаний, применяющих стабилизацию, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Наиболее известные — японские Nikon, Fujifilm (торговая марка Fujinon) и Canon. Также есть более экзотический и весьма дорогой Zeiss 20×60 T* S и совсем уж малоизвестные у нас модели американской фирмы Fraser Optics, которая в значительной степени ориентируется на военных пользователей. Как видим, вариантов не слишком много. А уж если говорить о каком-то выборе по кратностям и объективам, то все сводится к одному — биноклям фирмы Canon.
В настоящий момент этот производитель предлагает следующие варианты достаточно легких и компактных биноклей со стабилизацией изображения 8х25 IS, 10х30 IS, 10х32 IS, 12х32 IS, 14х32 IS, 12х36 IS. Также Canon выпускает и три более серьезных и «крупнокалиберных» прибора. Это полностью водонепроницаемый (по японскому промышленному стандарту JIS7) бинокль 10х42L IS WP, а также две брызгозащищенные (по стандарту JIS4) всепогодные модели с 50-мм объективами — 15х50 IS All Weather и 18х50 IS All Weather.
Бинокль Canon 15х50 IS All Weather: эргономика, оптика, нюансы работы стабилизатора
Прежде чем вдаваться в подробности, выскажем мнение, что этот бинокль, пожалуй, во многом является самым примечательным из всей линейки Canon. Во-первых, сочетание кратности 15х с таким крупным объективом обеспечивает выходной зрачок диаметром 3,3 мм, что позволяет проводить длительные наблюдения с комфортом. Напомним, что возрастание кратности при неизменном диаметре объ ектива приведет к уменьшению диаметра выходного зрачка; а для удобных наблюдений желательно, чтобы бинокль имел значение данного параметра на уровне 3 мм и более.
Во-вторых, не возникает сомнений, что при увеличении 15х стабилизатор уже просто необходим — поэтому его применение будет очень заметно и, по идее, должно вызвать своеобразный wow-эффект. Как уже упоминалось, 8/10-кратные бинокли можно в большинстве случаев удерживать стабильно, тут же это не получится: 15х — не шутка.
[caption id="attachment_7925" align="alignnone" width="800"]
В Canon 15×50 IS All Weather применяется разновидность классической схемы Porro — «выпрямляющая система Аббе», или призма Porro второго типа[/caption]
Также отметим, что стабилизированных биноклей с такими параметрами (15х50) попросту больше никто не выпускает. Так что Canon 15х50 IS All Weather в этом смысле уникален…
ПОЛНОСТЬЮ СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В № 4 ЗА 2017 ГОД]]>