блогВремя блинов и чудес!

Несмотря на тысячелетнее владычество христианства, древние языческие ритуалы и обряды по-прежнему остаются в нашей жизни. Успокойтесь, речь сейчас пойдет вовсе не о жутких деревянных идолах в тайных подземных капищах, которым мрачные фанатики, упившись отваром из мухоморов, приносят в жертву несчастных хомячков. На самом деле язычество как совокупность вполне объяснимых верований не слишком эрудированных первобытных людей — дело вполне естественное, поскольку происходит в результате наблюдений за окружающей природой. И поскольку любые капризы и каверзы ее человек в...
Аватар O & O08.05.20201032 min

Несмотря на тысячелетнее владычество христианства, древние языческие ритуалы и обряды по-прежнему остаются в нашей жизни. Успокойтесь, речь сейчас пойдет вовсе не о жутких деревянных идолах в тайных подземных капищах, которым мрачные фанатики, упившись отваром из мухоморов, приносят в жертву несчастных хомячков.

На самом деле язычество как совокупность вполне объяснимых верований не слишком эрудированных первобытных людей — дело вполне естественное, поскольку происходит в результате наблюдений за окружающей природой. И поскольку любые капризы и каверзы ее человек в итоге научился преодолевать, то стоит ли удивляться, что множество языческих обрядов и ритуалов древних времен нынче отмечаются, как праздник.

Взять хотя бы приближающуюся Масленицу. Этот восточнославянский праздник, по сути, является нашей собственной версией легенды о божестве, которое каждый год умирает, чтобы вскоре вновь воскреснуть с новыми силами — подобно тому, как сама природа, увядающая перед наступлением очередной зимы, стремится очнуться весной, чтобы засиять новыми красками, давая начало новой жизни. Языческая Масленица, за которой потом следует христианский Великий Пост, словно в противовес чопорности официальной религии — с ее канонами, установлениями и запретами — старается щегольнуть весельем и безудержностью; вот откуда бесшабашные катанья с ледяных горок (если, конечно, повезет с погодой), шуточные кулачные бои, прыганья через жаркие костры, переодевания в разнообразных инфернальных персонажей и, разумеется, непрекращающиеся застолья и возлияния.

Регламент

Неверно думать, будто языческие ритуалы, предшествовавшие проводимым по всем канонам христианским мероприятиям, являли собой нечто хаотичное и бесконтрольное. Отнюдь — это нынче, в эпоху полной информированности и скептического отношения к любым установленным прежними поколениями порядкам, игнорировать правила считается модным. Древние же язычники к своим обрядам относились скрупулезно и трепетно. Празднование Масленицы, означавшее приход весны и пробуждение природы, начало весеннего земледелия (да и попросту всеобщее очищение и обновление) длилось ровно неделю, не больше и не меньше, и состояло из двух частей. Первая из них, Узкая Масленица, занимала первые три дня, с понедельника по среду, и допускала параллельное занятие хозяйственными работами (если уж вам никак без трудовой деятельности, либо не вышло откосить). Вторая часть, Широкая Масленица, продолжалась остальные четыре дня, с четверга и до самого завершения праздника, и о любых работах в этот период следовало напрочь забыть, целиком посвятив себя веселью и разнузданному поведению.

Помимо этого, каждый из дней Масленичной недели (в церковных документах также называлась Сырной, или Мясопустом, что было своего рода напоминанием о действующих кулинарных ограничениях: употреблять в пищу разрешалось яйца, рыбу и молокопродукты, а мясо в любом виде было под запретом) имел свое название и собственную общественную нагрузку. Понедельник, например, именовался «встречей». В этот день начинали печь блины и угощать ими всякого встречного-поперечного, наносить визиты близким родственникам (свекор со свекровью обычно в этот день давали «увольнительную» молодой невестке, чтобы та навестила родителей). Также из соломы, старой одежды и прочих подручных средств всем сообществом сооружали здоровенное антропоморфное чучело, которое и называли Масленицей — его на потеху всей общине с хохотом и шутками-прибаутками возили в санях по улицам все дни праздника. Вторник, или «заигрыши», был посвящен смотринам потенциальных невест — ведь, говоря об обновлении всего живого, нельзя забывать и о создании новых ячеек общества, которые затем дадут новую жизнь. Как же иначе? Среда называлась «лакомкой» — в этот день зятья торжественно приглашались тещами на угощенье, основу которого составляли, естественно, блины (выражение «к теще на блины» именно так и появилось).

В четверг, или «разгуляй», праздник вступал в полную силу. Как уже упоминалось, все работы, в том числе и неотложные, следовало завершить либо отложить накануне, и в этот день начиналась, так сказать, шоу-программа — устраивались всевозможные состязания, в ходе которых каждый желающий мог блеснуть молодецкой удалью, ловко карабкаясь по гладкому столбу за поощрительным призом, радостно вышибая дух из друзей-приятелей в кулачном бою стенка на стенку или бесстрашно прыгая через костер (ошибетесь, если сочтете последнее древним вариантом нынешнего бессмысленного куража, который обычно сопровождается воплями «за ВДВ!» или «Таги-и-и-ил!!!» — во времена наших пращуров пламя костра считалось родней солнечному огню и почиталось как священное, а пронести сквозь него что-нибудь означало навсегда очистить его от любой скверны). Завершалась же программа четверга, естественно, шумным пиром с обильными возлияниями. В пятницу (она же «тещины вечерки») уже зять встречал любимую тещу угощением (готовила которые, естественно, его супруга, так что от самого зятя требовалось лишь всячески демонстрировать любовь и уважение). Суббота называлась «золовкины посиделки» и была посвящена общению младшего женского состава — молодые невестки звали в гости сестер мужа и подружек; при этом было принято дарить друг другу подарки — и уж, конечно, без угощения эти посиделки тоже не обходились. Воскресенье же по вполне понятным причинам именовалось «проводы». Известно также и другое его название — «прощеное воскресенье». В этот день все близкие просили друг у друга прощения за причиненные в течение прошедшего года неприятности и нанесенные обиды. Ближе к вечеру поминали усопших, затем ходили в баню, наводили порядок в жилищах, тщательно мыли посуду, а остатки праздничной еды бросали в огонь. В самом же конце праздника соломенное чучело Масленицы торжественно сжигалось, что символизировало окончательное изгнание злодейки-зимы.

Меню

Об угощениях на Масленицу следует рассказать особо. Так уж повелось, что в этот праздник принято забывать о диетах — о них мы, как правильно сказала Скарлетт О’Хара, будем думать во время Великого Поста. Вдобавок, как уже отмечалось, Масленица символизирует еще и отмирание всего старого — а в славянской культуре в подобных случаях не обойтись без поминок, на которых всегда полагалось плотно поесть. Возможно, именно поэтому главным символом и атрибутом масленичных угощений являются блины. У древних славян это одно из поминальных блюд: считалось, что ушедшие пращуры радуются, глядя на нас с небес, когда мы едим блины в их честь. Отчасти также блины символизируют и возрождение — ведь на что больше всего похож только что снятый с огня румяный блин, как не на Солнце, олицетворение пресветлого Даждьбога, ответственного за плодородие во всех его проявлениях?

В наше время мало кто помнит и почитает Даждьбога Сварожича, однако блины мы любим все поголовно. Блин — еда замечательная, вкусная (насчет полезности — это тоже к Скарлетт О’Харе) и очень удобная, поскольку многофункциональная. Блин можно есть просто так, а можно намазать его маслом, медом, вареньем или вообще шоколадной пастой, его можно свернуть в трубочку и макать в сметану или сладкий сироп, а можно завернуть в него… да мало ли что можно в него завернуть?! Да уже в само жидкое тесто для блинов можно добавлять всякие вкусные наполнители, благодаря чему блины получатся совершенно невероятными. А ведь можно еще и придумать новый состав этого теста — ведь, как мы помним, Масленица не приемлет никаких запретов или ограничений!

Нужно ли говорить, что любителям блинов вообще и поклонникам необычных вкусов в частности на масленичной неделе совершенно необходимо посетить Кулинарный дом «Ибис», где доктора блинных наук приготовили для вас такие блины, которые вы точно еще не пробовали!

Думаете, блины можно печь только из пшеничной муки? А вот вам блинчики гречневые и овсяные, а еще есть кукурузные; эти сделаны по мотивам мексиканской кухни, потому и называются аналогично, да и внешне напоминают тамошние энчиладас — и тоже с начинкой. Кстати, о начинке: помимо хрестоматийных блинов с маслом, есть у Кулинарного дома еще и блинчики с мясом, блинчики с грибами, блинчики с индейкой и блинчики с курицей, блинчики с лососем, блинчики с жюльеном из рыбного ассорти и, наконец, самые фешенебельные — блинчики с красной икрой. И уж, конечно, полно в ассортименте сладких блинов: с творогом и изюмом, яблоками и вишнями, черникой и персиками, маком и лесными ягодами, бананами и шоколадом. А есть и совершенно уникальные — таких вы точно нигде не пробовали: например, раскрашенные чернилами каракатицы блины с начинкой из лосося или шпинатные, наполненные морепродуктами. А еще вот морковные блинчики с начинкой из креветок или свекольные с чесночной начинкой; последние, по слухам, умеют еще и возбуждать аппетит и одновременно улучшают пищеварение, благодаря чему вы можете совершенно не считать, сколько блинов вы съедите в течение всей Масленицы. Вот такая она, языческая Масленица — время блинов и чудес!

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В № 1 ЗА 2019 ГОД

Комментировать

https://gunmag.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/logo-black.png

Подробно о настоящем мужском увлечении.
Подписной индекс 99 555.