Предполагаю, что у большинства людей, проживающих в столице, к концу рабочей недели возникает непреодолимое желание сбежать подальше от городской суматохи для восстановления душевного равновесия. В этом плане владельцы дач и загородных домиков имеют неоспоримое преимущество, а вот постоянным обитателям каменных джунглей час от часу приходится ломать голову над тем, как территориально отдалить себя от автомобильных пробок, шума и толчеи.
Отдельно стоит сказать, что «счастливым» обладателям офисной сидячей работы, помимо вышеупомянутой душевной релаксации, крайне рекомендуется и физическая разрядка. Иначе к потенциальной психической нестабильности могут добавиться также и прогрессирующая дегенерация организма, ослабление иммунитета, а к сорока годам — и целый набор хронических заболеваний. Руководствуясь желанием морально и физически восстановиться, я без каких-либо раздумий принял предложение друга выбраться на выходные в Ивано-Франковскую область, чтобы поучаствовать в сплаве по горной реке Черный Черемош.
Перечень необходимого
Несмотря на то, что сам сплав осуществлялся в рамках тура, а специальное снаряжение предоставлялось непосредственно туристическим клубом, поездка предполагала наличие собственной одежды и экипировки — для комфортного пребывания как в горной местности, так и непосредственно во время сплава. В рекомендациях по подготовке был приведен перечень всего необходимого. Одного лишь термобелья там значилось аж четыре комплекта (по одному на каждый сплав), не говоря уже о носках, сменном белье и том, что может понадобиться «на суше»: продуктовом резерве, туристической посуде, средствах личной гигиены и пр. К тому же, несмотря на наличие варианта проживания в апартаментах, нами был выбран палаточный кемпинг — так сказать, для большего единения с природой. Это, в свою очередь, требовало наличия спального мешка и каремата.
Очевидно, такой туристический набор нужно было куда-то поместить — и в этом мне помог тактический рюкзак так называемого «трехдневного» формата Skif Tac 3-Day. Несмотря на некоторые мои сомнения, его объема в 45 литров оказалось достаточно, чтобы компактно разместить все перечисленное. Просторное основное отделение рюкзака с легкостью вместило весь рекомендуемый в памятке перечень одежды и аксессуаров, а внутренние стяжные ремни надежно зафиксировали «начинку» в утрамбованном виде. Второе по размеру отделение рюкзака было укомплектовано обширным продзапасом — от колбасы и хлеба до печенья и сгущенки. Туристическая посуда, средства гигиены и прочая необходимая в пути и горах мелочь были рассредоточены по боковым карманам и в достаточно вместительном фронтальном нижнем отделении рюкзака, имеющем небольшие внутренние кармашки. Внешний вид рюкзака после загрузки внушал опасения касательно возможности передвижения с ним на плечах — учитывая мое, мягко говоря, не слишком атлетическое телосложение. На практике Skif Tac оказался не только подъемным, но и очень комфортным в ношении. Этому, в свою очередь, поспособствовали мягкие подушечки на тыльной части рюкзака, такие же мягкие вставки на плечевых ремнях и дополнительные ремни фиксации на груди и поясе.
Следующим этапом подготовки стал выбор верхней одежды для комфортного пребывания в переменчивом горном климате, ведь амплитуда перепада температур за сутки на момент поездки составляла около 10-12 градусов. К тому же, помимо сплава, в планах числилась и прогулка по карпатским вершинам, что сразу исключало городской гардероб. По этой причине, а также для создания общего ощущения гармонии с рюкзаком выбор пал на костюм Skif Tac Soft Shell. Говоря о гармонии, я подразумеваю цветовое сочетание всей моей экипировки — ведь и костюм, и рюкзак имели особую камуфляжную расцветку Kryptek Green, впервые увиденную мною именно на продукции торговой марки Skif Tac. К слову: тот факт, что расцветка эта действительно необычна, подтвердился еще до выезда из Киева. На перроне вокзала ко мне подошла незнакомка и поинтересовалась названием камуфляжа. Выяснилось, что девушка занималась волонтерской деятельностью и до этого не встречала подобной расцветки ни у одного из представленных в Украине производителей. Тем не менее, патентованная технология камуфляжа Kryptek уже довольно известна в мире. Ее текстура основана на наслоении объемных изображений — фон выполнен из плавно перетекающих линий разных оттенков, а сверху нанесены контрастирующие геометрические формы. Такое сочетание обеспечивает высокую адаптивность камуфляжа к окружающей среде, что делает одежду в расцветке Kryptek одинаково эффективной как для тактических целей, так и для охоты.
Итак, моя потребность в практичной и функциональной одежде для туристического использования была полностью удовлетворена демисезонным костюмом Skif Tac Soft Shell. Собственно говоря, демисезонным Skif Tac Soft Shell можно назвать весьма условно. Брюки и куртка здесь изготовлены из полиэстера, который очень хорошо удерживает тепло. Вдобавок брюки имеют теплую флисовую подкладку, а куртка — достаточно плотную флисовую подстежку. Впрочем, конструктивно и в брюках, и в куртке предусмотрены вентиляционные карманы, при необходимости застегивающиеся на молнию. Забегая наперед, отмечу, что эти самые вентиляционные карманы очень пригодились при подъеме на одну из вершин, когда интенсивная ходьба потребовала воздухообмена и отвода от тела избыточного тепла.
В целом стоит отдать должное разработчикам костюма Skif Tac Soft Shell. он действительно очень грамотно спроектирован: карманы позволяют равномерно распределить просто неприличное количество полезных мелочей — от паспорта до внешнего аккумулятора для смартфона. Причем каждый карман расположен строго в нужном месте, легко доступен и надежно закрывается, что очень важно при активных передвижениях.
Водные преграды
Вернемся к цели поездки. Черный Черемош питается от талых вод снежных вершин Карпат, и его основная «активность» приходится на начало-середину весны. Затем речка мелеет, и возможности сплавляться нужно ждать до следующего сезона. Поскольку в этом году весна была поздней, наша поездка пришлась на самый полноводный период.
Трансфер от вокзала в с. Ворохта до турбазы в пяти километрах от с. Верховина занял около часа, и уже к 11:00 утра мы в полном обмундировании заняли свои места в восьмиместном рафте (специальной лодке для сплава по горным порогам) в предвкушении преодоления десятикилометрового участка со множеством порогов разной степени опасности. Из краткого предварительного инструктажа выяснилось, что самыми опасными при прохождении дистанции являются так называемые «бочки» — места, где вода, спадая с порога, подминается потоком и образует подводное течение, которое в буквальном смысле утягивает на дно. Такие участки необходимо проходить на высокой скорости — иначе плавсредство может попросту перевернуться вместе с гребцами.
В процессе первого же сплава участки-бочки показали себя не столько трудными для прохождения, сколько «мокрыми» для гребцов — в особенности для тех из нас, кто находился в носовой части рафта. Именно такое «счастливое» место досталось мне — и к концу дистанции мое термобелье оказалось полностью промокшим, как будто никакого гидрокостюма во время сплава на мне и не было.
Тем не менее, первая порция адреналина была успешно получена, а желание повторно спуститься по порогам только усилилось! По возвращении на базу мы провели оперативную смену белья и восстановили силы питательным обедом. Второй сплав обещал быть еще более эффектным — ведь на этот раз в роли плавсредства была выбрана двухместная байдарка.
Залогом успешного спуска на байдарке, прежде всего, является координация работы гребцов, поскольку на прямых участках для ускорения оба они должны работать синхронно, а при прохождении порогов передний играет роль скоростного привода, а задний — руля. Малейшие ошибки и промедление в действиях при таком сплаве незамедлительно дают о себе знать. На середине дистанции идущая за нами байдарка, в которой гребцами выступала семейная пара, то ли неправильно вошла в порог, то ли не набрала нужную скорость, и в результате нам с товарищем пришлось в прямом смысле спасать семью (по крайней мере от потери весел). Второй сплав оказался куда более затратным в плане сил и еще более мокрым — посадка гребцов в байдарке намного ниже, чем в рафте. В этом сплаве под гидрокостюм я надел комплект белья Skif Tac — в итоге он также полностью промок, однако в отличие от предыдущего случая сырое термобелье не так неприятно ощущалось на теле. Дело в том, что внутренняя сторона белья Skif Tac имеет специфическую клетчатую текстуру, которая, во-первых, быстрее сохнет, а во-вторых, не так активно аккумулирует тепло при интенсивных действиях. Эти свойства очень наглядно проявились при сушке использованного за день термобелья на открытом воздухе. Ко второму возвращению на базу солнце уже скрылось за вершинами окружающих гор. Несмотря на это утром комплект белья Skif Tac, вывешенный для просушки после заката, оказался полностью сухим — а вот первый, провисевший на бельевой веревке на полдня дольше, причем под прямыми солнечными лучами, так и не высох до конца.
Комфортным может быть даже рафтинг — нужно лишь правильное снаряжение
Второй день предоставил нам возможность опробовать еще одно средство для спуска по горным рекам — катамаран. Как оказалось, катамаран является детищем советской инженерной мысли и используется в сплавах преимущественно на постсоветском пространстве. Функционально он разработан для перевозки людей вместе с грузом на специальной платформе между баллонами, потому его основными качествами являются устойчивость, баланс и скорость прохождения водных участков. По моим ощущениям, сплав как на шестиместном, так и на двухместном катамаране, которые мы опробовали за второй день, оказался наименее экстремальным. По сравнению с рафтом или байдаркой посадка гребца здесь намного выше — он размещается на баллоне в положении сидя на коленях. Таким образом, ощутить все прелести встряски на порогах и брызг горного потока на катамаране не получится; все, что здесь приходится делать, — это неспешно подгребать по мере прохождения участков.
Так или иначе, но за два дня нами были испробованы все имеющиеся плавательные средства — за исключением одноместного каяка, для использования которого необходима специальная подготовка (основное внимание при этой подготовке уделяется об учению, что делать в случае, если каяк опрокинулся, и как быстро вернуть его в положение «килем книзу»). Каяк — предельно экстремальный и опасный транспорт для горных сплавов, и допускают к нему только матерых гребцов со стажем. А стаж нарабатывается годами…
В горах
Перед возвращением в цивилизацию в нашем распоряжении оказалось несколько часов свободного времени, которые мы решили посвятить подъ ему на ближайшую к базе вершину. Для этого рюкзак Skif Tac 3-Day был предусмотрительно облегчен и утянут с помощью боковых стяжных ремней.
Подъем оказался слишком крутым и занял значительно больше времени, чем предполагалось поначалу. Где-то на трети пути флисовая подстежка костюма Soft Shell была снята за ненадобностью, а спустя еще треть дороги все вентиляционные карманы, о которых я упоминал ранее, были полностью раскрыты. Еще я горько пожалел, что не дооснастил рюкзак питьевой системой — резервуаром-гидратором — тем более что для быстрого доступа к запасу воды в рюкзаке предусмотрено специальное отделение с выводом трубки гидратора на плечо. За неимением гидратора мне поначалу пришлось делать остановки.
Позднее же внезапно хлынувший ливень вопрос с водой решил радикально — как, собственно, и вопрос с дальнейшим подъемом. Сильный дождь в горах делает поверхность земли непригодной для продвижения настолько быстро, что единственной мыслью, пришедшей в голову, было решение облачиться в предусмотрительно оставленный в рюкзаке дождевик и окинуть взглядом окружающие просторы, которые уже жадно насыщались живительной влагой. Далеко внизу виднелась наша база, рядом тонкой изогнутой полоской бежал Черный Черемош, а дальше уходили в бесконечность лесные массивы, расстелившись по изогнутому горному горизонту, словно большое зеленое покрывало. В этот момент, несмотря на медленное погружение ботинок в вязкую почву, я ощутил себя абсолютно свободным, совершенно забыв обо всем важном и неважном, что происходило где-то в городе.
Шум обрушившегося сплошной стеной водного потока невероятным образом вселял спокойствие. Хотелось только как можно подробней зафиксировать все это в памяти — ведь зона комфорта у каждого своя, и определить ее не так-то просто. Моя вот оказалась на середине подъе ма на гору, где я стоял под проливным дождем и любовался вершинами Карпатских гор.
Дожди в горах настолько же стремительны, насколько и кратковременны, потому уже через несколько минут я спускался туда, где начинался обратный путь к благам цивилизации. Этот карпатский ливень стал отличной проверкой для моего костюма и рюкзака Skif Tac: полиэстер, из которого они изготовлены, обладает очень хорошей устойчивостью к влаге.
Тем не менее, вода все же проникла в расстегнутое отделение рюкзака, из которого я доставал дождевик, но наличие дренажных отверстий в отделениях не позволило ей там собраться.
В завершение хочу сказать, что моя поездка во всех отношениях оказалась удачной и познавательной. Рафтинг — отличный способ испытать свой дух в попытке обуздать дикие горные потоки. Карпатские горы обладают поистине невероятной и целебной энергетикой, а торговая марка Skif Tac смогла на практике продемонстрировать отличное качество и функциональность своей одежды и экипировки применительно к туристическому использованию.