ФонариПрорезающий тьму

<![CDATA[]]>
Аватар admin13.04.2017104 min
https://gunmag.com.ua/wp-content/uploads/2017/04/main-pic-1-1280x853.jpg

Мощные светодиодные фонари агрессивно завоевывают популярность, вытесняя из обихода активных пользователей осветительные приборы с традиционными лампами накаливания. В нашем тесте — светодиодный фонарь JETBeam 3M XML.

Светодиоды уже доказали свое превосходство перед лампами накаливания. Но, кроме собственно светодиода, важнейшим компонентом любого фонаря является качественная электронная начинка, отвечающая за эффективное преобразование электрической энергии батареи в световую энергию диода — только благодаря ей современный светодиод может функционировать на максимуме своих возможностей. Фонари JETBeam, производимые китайской компанией SYSMAX Ind., снабжены специально разработанной надежной и эффективной схемой управления с использованием микроконтроллеров. Подобная схема позволяет пользователю легко управлять режимами работы фонаря и обеспечивает стабильную яркость свечения диода вне зависимости от уровня заряда и типа батарей.

Свой многолетний опыт инженеры компании Sysmax применяют и для создания эффективных оптических систем, соответствующих возможностям диодов, используемых в различных моделях фонарей JETBeam. Все линзы изготовлены из минерального стекла и имеют антиотражающие и защитные покрытия. Рефлекторы, формирующие и направляющие генерируемый диодом световой поток, изготавливаются из легких сплавов; форма рефлектора для каждой конкретной модели фонаря с учетом ее назначения рассчитывается отдельно, что позволяет получить правильный баланс между боковой засветкой и сфокусированным центральным световым пятном с минимальными потерями.

[toggle title=»Знакомство с производителем»]
Компания SYSMAX Ind., производитель фонарей торговых марок JETBeam и Nitecore, основана в 2004 г. двумя талантливыми инженерами, решившими реализовать свое увлечение, занявшись производством и продвижением на рынок качественных мощных и компактных светодиодных фонарей собственной разработки. Вот уже 7 лет компания держит планку качества на высоте, постоянно совершенствуя существующие модели фонарей и создавая новые в соответствии с самыми современными технологиями. Каждый новый образец перед выходом на рынок тщательно тестируется на соответствие высочайшим стандартам качества, установленным производителем. Именно поэтому фонари JETBeam превосходят многих конкурентов по дизайну, надежности и качеству изготовления. В настоящее время продукцию компании представляют дилеры более чем в 30 странах мира, и она остается неизменно популярной как у энтузиастов, активно следящих за рынком диодных фонарей, так и у множества практических пользователей, желающих получить мощный и надежный современный фонарь, который прослужит им долгое время.
[/toggle]

Корпуса фонарей делаются из легкого высокопрочного алюминиевого сплава; для большинства моделей они производятся путем фрезеровки из цельной алюминиевой заготовки на станках с ЧПУ. Корпуса, изготовленные таким методом, имеют повышенную прочность. Фонари JETBeam можно сбросить с высоты нескольких метров на твердую поверхность или переехать машиной без особых повреждений или нарушения функциональности. Кроме того, поверхности всех моделей имеют стойкое темное покрытие (HA-III), защищающее их от агрессивного воздействия окружающей среды и царапин.

Фонарь JETBeam 3M XML

Буква M в названии модели означает Military, то есть военного назначения. Тем самым производитель подтверждает, что при разработке фонаря в его конструкцию был заложен достаточный запас надежности.

В модели 3M XML используется светодиод XM-L T6. На текущий момент этот светодиод, выпускающийся американской компанией CREE, является одним из самых эффективных и мощных в мире. В режиме максимальной яркости свечения фонарь способен выдавать световой поток до 450 лм. И это не просто цифры, взятые из технической документации производителя диодов и полученные в лабораторных условиях со стабильным источником питания (на подобные завышенные данные любят ссылаться многие производители бюджетных фонарей, не утруждая себя (либо не рискуя) проведением собственных практических тестов и замеров). В случае с фонарями JETBeam публикуемые данные получены в результате испытаний серийного готового изделия со всеми его внутренними потерями (в схеме питания и оптической системе) — с непременным указанием типа использованных при тестировании элементов питания (двух литиевых батареек типоразмера CR123).

01-2012-01

Изначально в фонаре предусмотрено два режима работы — максимальная яркость и строб. Для переключения режимов с 1-го на 2-й необходимо просто немного повернуть головную часть по часовой стрелке (открутить). Чтобы вернуться к 1-му режиму, нужно повернуть головную часть в обратную сторону. Для более удобного удержания при этом и корпус фонаря, и его головная часть имеют специальные углубления.

Фонарь легко может быть установлен на оружие с помощью какого-либо из множества представленных на рынке креплений, поскольку корпус фонаря имеет стандартный диаметр 1 дюйм (25,4 мм), а головная часть ненамного шире — 33 мм — и не будет создавать помех. Клипса для крепления фонаря на поясе при этом просто снимается с корпуса. Ее конструкция позволяет носить фонарь в двух положениях: вверх либо вниз головой. Корпус фонаря имеет аккуратную ромбовидную насечку, обеспечивающую надежное удержание его в руке; ромбы насечки достаточно велики и не имеют острых граней, что делает длительное оперирование фонарем комфортным. В целом корпус фонаря имеет привлекательный и крайне функциональный дизайн, все элементы изготовлены очень аккуратно и качественно — что называется, «вылизаны» до мелочей. Защитное покрытие нанесено равномерно и имеет приятный темно-серый цвет. Фонарь хорошо ложится в руку, им удобно управлять.

Благодаря грамотному дизайну фонарь удобно удерживать в руках, а также управлять кнопкой включения и переключением режимов яркости в перчатках
Благодаря грамотному дизайну фонарь удобно удерживать в руках, а также управлять кнопкой включения и переключением режимов яркости в перчатках

В торце головной части фонаря установлено стальное кольцо — оно защищает стекло от возможных повреждений при сильных ударах или падении. Кнопка включения утоплена в дно корпуса между двумя небольшими выступами, препятствующими случайному нажатию кнопки, в случае если фонарь переносится в кармане или сумке, и обеспечивающими ей дополнительную защиту. Между выступами находятся широкие углубления, позволяющие быстро нащупать и легко нажать кнопку включения даже в перчатках. Подобная конструкция корпуса позволяет при необходимости установить фонарь вертикально (правда, сделать это быстро не так уж просто — приходится «ловить» равновесие) — тогда свет можно направить в потолок для более равномерного освещения помещения. Также конструкция корпуса предусматривает возможность крепления темляка или шнура — короткий темляк позволит дополнительно подстраховать фонарь в руке, а с помощью длинного шнура можно будет закрепить его, например, на ветвях дерева для освещения во время установки палатки в ночное время.

Внутри

Мощный светодиод CREE XM-L — пламенное сердце фонаря JETBeam
Мощный светодиод CREE XM-L — пламенное сердце фонаря JETBeam

Теперь заглянем во внутренности фонаря. На головной части и на кнопке включения установлены пружинки, обеспечивающие надежный контакт с элементами питания и гарантирующие работоспособность изделия при разнообразных вибрациях, динамической нагрузке при отдаче оружия, падениях на землю и т.п. Резьба на всех частях корпуса крупная, закручивается плавно; даже если при неаккуратном использовании на нее попадут грязь или песок, повредить резьбу будет непросто. В фонарях бюджетного класса на этом элементе конструкции часто экономят — в результате резьба закручивается не очень плавно, иногда с перекосами, и быстро выходит из строя.

Питание и настройки

Внутри между разъемными частями корпуса установлены резиновые кольца-уплотнители, эффективно защищающие внутренности фонаря от попадания пыли, влаги и грязи. Питание фонаря осуществляется либо от двух литиевых батарей типа CR123 (3В), либо от двух перезаряжаемых аккумуляторов типа RCR123 (3,7В), либо одного аккумулятора типа 18650 (3,7В). На мой взгляд, наиболее удобно использовать именно последний вариант — качественные аккумуляторы типа 18650 при напряжении питания 3,7 В обычно имеют емкость, в несколько раз превышающую емкость самых «запасливых» аккумуляторов типа RCR123: а именно, до 3100 мА*ч. Это в комплексе с качественным стабилизатором питания обеспечит фонарю максимально продолжительную и стабильную работу от одного аккумулятора; и уж, конечно, такой вариант будет намного разумнее, чем использование дорогих одноразовых батареек CR123. Фирменная микроконтроллерная система управления позволяет пользователю перепрограммировать второй (пользовательский) режим работы фонаря — можно изменять яркость в пределах от 450 до 0,3 лм или настроить нужную частоту строба.

JETBeam 3M XML может питаться от двух литиевых батареек типа CR123, от двух аккумуляторов RCR123 (вверху) либо от одного аккумулятора 18650 (внизу)
JETBeam 3M XML может питаться от двух литиевых батареек типа CR123, от двух аккумуляторов RCR123 (вверху) либо от одного аккумулятора 18650 (внизу)

Последовательность действий, необходимых для этого, описана в инструкции. В двух словах: фонарь переводится в специальный режим программирования при помощи быстрых нажатий на кнопку включения, и яркость начинает плавно изменяться, начиная с минимальной, с сигнализацией миганием при достижении половины и максимума мощности; таким же образом изменяется и частота строба. Я, например, сразу изменил второй режим работы фонаря со строба на постоянный свет с яркостью около 1/3 от максимальной — чтобы фонарь можно было использовать в помещении или банально посветить себе под ноги на улице.

[toggle title=»Почему именно светодиодный?»]
1. Экономный. Светодиод превращает в свет около 20% потребляемой энергии, в то время как обычная лампа накаливания — не более 2%. Таким образом, светодиод является гораздо более экономичным источником света для фонаря по сравнению с традиционной лампой.

2. Долговечный. Сам принцип функционирования лампы накаливания подразумевает нагрев находящейся внутри колбы вольфрамовой нити до очень высокой температуры (порядка 25000C), благодаря чему нить и начинает светиться. Такая лампа обычно выходит из строя в среднем после 1000 часов работы. Светодиод функционирует совсем по другому принципу; и хотя он требует сложной электронной схемы для эффективной работы, среднее время наработки на отказ у диода составляет от 30 000 до 50 000 часов — то есть в 30-50 раз больше. При этом при выработке ресурса диод начинает терять яркость постепенно, а не перегорает мгновенно, как лампа накаливания. Однако нужно учитывать, что при длительной непрерывной работе, сопровождающейся перегревом, яркость свечения диода падает быстрее.

3. Надежный. Благодаря отсутствию стеклянной колбы и тонкой нити накаливания диод легко выдерживает нагрузки и вибрации, которые гарантированно привели бы к повреждению лампы накаливания. Поэтому диодные фонари отлично подходят для использования в самых сложных условиях.

4. Быстрый. Лампе накаливания необходимо не менее 100-300 миллисекунд для того, чтобы выйти на полную рабочую мощность. Диод выходит на режим полной яркости практически мгновенно — в течение считанных наносекунд после включения — соответствуя самым жестким требованиям по времени срабатывания.
[/toggle]

Благодаря высокой мощности и глубокому рефлектору фонарь позволяет освещать предметы на дальности более 100 м (по данным производителя — до 160 м); но такая мощность необходима лишь на открытом пространстве. В лесу среди деревьев или в помещении вас будет слепить отраженный свет или отвлекать слишком яркое пятно, поэтому для охотника или туриста возможность подстроить второй режим работы фонаря под свои нужды будет очень удобна и востребована.

Военные стандарты

Из дополнительных аксессуаров, предлагаемых производителем, некоторым пользователям может быть интересна выносная кнопка. Она позволяет установить фонарь ближе к дульному срезу ствола оружия, чтобы ствол не перекрывал световой поток, а управление сместить ближе к руке, удерживающей цевье. Таким образом, вам не нужно будет тянуться к фонарю, чтобы включить его.

Перед установкой фонаря на оружие, скорее всего, нужно будет снять клипсу, чтобы она не мешала креплению. Также можно воспользоваться дополнительным аксессуаром — выносной кнопкой управления
Перед установкой фонаря на оружие, скорее всего, нужно будет снять клипсу, чтобы она не мешала креплению. Также можно воспользоваться дополнительным аксессуаром — выносной кнопкой управления

Фонарь спроектирован в соответствии с военным стандартом MIL-STD-810F и защищен от воздействия влаги в соответствии с требованиями класса защиты IPX-8.

MIL-STD-810F — это американский военный стандарт, регламентирующий уровень защиты оборудования от различных внешних воздействий (вибрации, влаги, ударов, температуры и т.п.). Соответствие этому стандарту означает пригодность фонаря для военного использования.

Фонарь установлен на ружье при помощи аксессуаров от компании CAA. Такой способ крепления позволяет поместить фонарь близко к стволу оружия, уменьшая его профиль, а кнопка включения фонаря оказывается недалеко от кисти левой руки, удерживающей цевье
Фонарь установлен на ружье при помощи аксессуаров от компании CAA. Такой способ крепления позволяет поместить фонарь близко к стволу оружия, уменьшая его профиль, а кнопка включения фонаря оказывается недалеко от кисти левой руки, удерживающей цевье

Класс защиты IPX-8 означает, что данная модель выдерживает погружение в воду на глубину двух метров в течение промежутка времени не менее 30 минут. Однако это не означает, что фонарь можно использовать как подводный, поскольку испытание на водонепроницаемость проходит в статичном режиме — то есть не гарантируется, что фонарь сможет выдержать нажатия на кнопки, активные перемещения и другие воздействия под водой без разгерметизации.

Испытания

Поскольку фонарь JET 3M XML позиционируется производителем как оружейный и, тем более, раз уж заявлено его соответствие военным стандартам, то вполне естественно, что у нас возникло желание протестировать его надежность и способность выдержать отдачу охотничьего оружия. Для тестирования использовалось помповое ружье Fabarm SDASS Composite 12-го калибра. Отдача ружья 12-го калибра — серьезное испытание. К тому же, как известно, помповые ружья — в отличие от полуавтоматических — испытывают воздействие отдачи в полном размере, поскольку никакая часть энергии выстрела на обеспечение работы механизмов перезарядки не расходуется. Фонарь был смонтирован на стволе ружья при помощи кронштейна производства компании CAA. Таким образом, удалось поместить корпус фонаря максимально близко к стволу, чтобы уменьшить получившийся общий профиль оружия. кнопка включения оказалась возле цевья, и фонарем можно было легко управлять левой рукой.

Фонарь можно установить на гладкоствольное ружье при помощи универсальных креплений CAA: SGR1 (база Пикатинни с креплением на ствол) и UFH3 (5-позиционное крепление для фонаря с диаметром корпуса 24,4-27мм к базе Пикатинни)
Фонарь можно установить на гладкоствольное ружье при помощи универсальных креплений CAA: SGR1 (база Пикатинни с креплением на ствол) и UFH3 (5-позиционное крепление для фонаря с диаметром корпуса 24,4-27мм к базе Пикатинни)

Для отстрела были выбраны патроны с пулей Brenneke массой 32 г, выпущенные испанской компанией Rio, — эти боеприпасы очень популярны среди охотников. Стрельба велась из положения стоя, в условиях закрытого тира. Была смоделирована реальная охотничья ситуация — освещение на рубеже было отключено, и для подсветки мишеней использовался лишь установленный на оружии фонарь JET 3M XML.

Всего было произведено 40 выстрелов с расстояния около 30 м. Благодаря высокой мощности диода на таком расстоянии фонарь дает широкую засветку, что позволяет освещать не только выбранную мишень, но и соседние, а также всю тыльную и часть боковых стен тира. Во время стрельбы, несмотря на воздействие значительной отдачи, фонарь продолжал стабильно работать. Свет при выстрелах не мигал — то есть пружинки внутри корпуса сохраняли надежный контакт с батареей. После стрельбы фонарь был разобран, и тщательный осмотр аккумулятора показал, что с функцией амортизации динамических нагрузок пружинки тоже справились на «отлично» — никаких повреждений! Чего, увы, не скажешь о плече стрелявшего…

После наших испытаний можно констатировать — JETBeam 3M XML представляет собой современный высокотехнологичный и отлично продуманный фонарь. Своей функциональностью он сможет удовлетворить самых требовательных туристов и охотников, нуждающихся в надежном инструменте для использования в самых экстремальных условиях.

01-2012-08

[button url=http://gunmag.com.ua/1-2012/ size=13 icon=exit]СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В № 1 ЗА 2012 ГОД[/button]

Комментировать

https://gunmag.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/logo-black.png

Подробно о настоящем мужском увлечении.
Подписной индекс 99 555.