ОдеждаМужская кепка: классика и современность

Сегодня мы рассмотрим несколько самых известных типов мужских головных уборов — в том числе через призму их применения на охоте. Как правило, среднестатистический мужчина останавливает свой выбор на обычной вязаной шапке (английское название — beanie), но некоторые идут дальше и находят достойную альтернативу. Классическая кепка — именно об этом головном уборе мы и поговорим, расскажем о ее истории, разновидностях и используемых материалах. Немного истории В 1571 г. английский король своим указом строго предписал носить кепки...
Аватар OO21.02.20209652 min

Сегодня мы рассмотрим несколько самых известных типов мужских головных уборов — в том числе через призму их применения на охоте.

Как правило, среднестатистический мужчина останавливает свой выбор на обычной вязаной шапке (английское название — beanie), но некоторые идут дальше и находят достойную альтернативу. Классическая кепка — именно об этом головном уборе мы и поговорим, расскажем о ее истории, разновидностях и используемых материалах.

Немного истории В 1571 г. английский король своим указом строго предписал носить кепки и шапки молодым людям старше 6 лет по выходным дням и праздникам. При этом головной убор должен был быть местного изготовления — таким образом, стимулировалось не только шляпное дело, но и производство шерсти. В результате Англия, Шотландия и Ирландия до сих пор остаются лидерами среди мировых производителей шерстяных изделий, в том числе кепок и шляп из твида.

Наибольшую популярность мужские кепки получили в конце XIX и в XX вв.; носили их как простые рабочие, моряки, водители, так и представители интеллигентных профессий. Кепка не была предназначена для выхода в свет или торжественных мероприятий — для этого существовали шляпы. Этикет того времени предписывал носить кепку на охоту, рыбалку или спортивные мероприятия. В кепках играли в футбол и крикет. Она придавала образу легкую небрежность и шик. Кстати, благодаря любви британской аристократии к ношению кепки на лоне природы она прочно вошла в состав классического твидового костюма для игры в гольф (потому ее еще иногда называют «кепкой для гольфа»). Ну, и, конечно же, без подобной кепки сегодня немыслим образ британского охотника. Ружье-горизонталка (в идеале еще и курковка с прямой ложей), легавая собака и плоская кепка — вот классический образ охотника на все времена! Собственно, весь британский охотничий гардероб в том виде, в котором мы знаем его сегодня, сформировался еще в XIX в. Именно этот стиль превратился в одно из самых частых заимствований: по всему миру аристократы (либо приравненные к ним представители общества) на охоту одеваются так, как это принято в Англии: пресловутые твидовые жакеты, брюки или бриджи, рубашки, крепкие кожаные ботинки, кепки и галстуки.

Но не аристократами едиными: кепка со временем превратилась в будничный аксессуар, который могли себе позволить самые широкие слои населения. В ХІХ в. этот головной убор повсеместно носил рабочий класс в Британии и Ирландии. Рабочий же класс вывез эту кепку и в США.

Кепочные вариации

Существует две основные разновидности кепок: простая плоская (flat cap) и восьмиклинка (eight-piece cap). Основная разница между двумя названными типами — это конструктивные особенности: кепки могут различаться по ширине, объему, длине козырька, наличию кнопки на козырьке и, конечно, по количеству частей, из которых они сшиты.

Flat cap — обычная кепка с плоским верхом традиционного кроя. Другие названия: ivy cap, а также driving cap — «кепка шофера»; водители предпочитали эту кепку из-за удобства — низкая крыша автомобиля не позволяла носить высокие головные уборы.

Восьмиклинка — благодаря изящной и элегантной конструкции эта разновидность может быть даже более популярна, чем flat cap. Сшиваются такие головные уборы из восьми клиновидных кусков ткани и увенчиваются в центре небольшой пуговицей из такой же материи. Отсюда и название. В английском языке употребляются такие термины, как eight-piece cap, а также gatsby cap или — чаще — newsboy cap. С первым все понятно, второе — по имени главного героя книги и фильма «Великий Гэтсби»; ну, а третье стало популярным, потому что именно такие кепки носили уличные разносчики газет. Бывают варианты из шести частей, но это исключение из правил. Правильный традиционный вариант — это, все-таки, кепка из восьми частей.

Истории о появлении культовой кепки-восьмиклинки ходят разные, но самая распространенная повествует о рождении этого головного убора на Сицилии. Сицилийские донны похожи на наших одесских мам: это старшая женщина в семье, которую слушаются абсолютно все, и дети для нее — самое важное. Италия в начале ХХ в. была бедной страной, и особенно отчетливо это проявлялось на Сицилии — потому кепки собирали из маленьких лоскутков остатков ткани, в результате чего получался головной убор из клиньев (треугольников), сложенных по образу и подобию пиццы. Естественно, чем больше была эта кепка, тем лучше она защищала от палящего солнца юга Италии. На таких более чем бюджетных восьмиклинках козырьки просто подшивали к низу кепки.

Парни в кепках

Но когда выходцы из Сицилии в 1920-1930 гг. добились своеобразного успеха в Америке, праведным и не очень путем заработав изрядно денег, то в память о своем босоногом детстве стали вновь носить восьмиклинки — но уже дорогие, сшитые из самых лучших материалов на заказ у самых искусных мастеров. Это также было данью уважения к донне — итальянской маме, которая своими руками из кусочков ткани когда-то шила кепку своему малышу. Далее образ восьмиклинки подхватил Голливуд — и этот тип кепки безоговорочно стал культовым. Существует модель, которая называется «американка»: это аккуратная восьмиклинка, немножко приподнятая сзади. Такие кепки, начиная с 1920-х, носили американские рабочие. Шились они четко по голове, ткани на такую кепку уходило очень мало — и поверх нее можно было надеть строительную каску. В современном исполнении, сшитая из модных тканей с акцентом на швах, кепка-американка смотрится просто отлично!

Простых одесских портных в природе не существует. Портные в Одессе есть известные, модные, творцы, артисты, виртуозы, с талантом от Бога и просто сами боги…

В начале ХХ в. мода на кепки сделала неожиданный реверс — классическая британская плоская кепка добралась и до юга Италии. В отличие от малобюджетных восьмиклинок, которые можно было соорудить чуть ли не из любых обрезков ткани, оказавшихся под рукой, плоскую кепку изготавливали «по-богатому» — из цельного отреза материала. Плоская кепка британского типа словно подчеркивала статус владельца: видите, он носит на голове не какие-то сшитые вместе кусочки ткани, а может позволить себе настоящую кепку, как у английских лордов. В результате на юге Италии плоская кепка прижилась настолько, что ее теперь считают традиционным сицилийским головным убором и называют «коппола» (производное от английского cap).

Кепка

Любители классического кинематографа могут вспомнить, что Майкл Корлеоне (как и двое его вооруженных лупарами спутников) во время вынужденной ссылки на Сицилию носит именно кепку-копполу — как бы доказывая, что он не какой-то там босяк, а человек вполне серьезный. Судя по удачному исходу сватовства, это сработало.

Индивидуальность

Времена меняются, но всегда найдутся те, кто слишком ценит индивидуальность в одежде, чтобы покупать головные уборы в обычном магазине, и хочет быть «одним на всю Одессу». И как раз в Одессе есть мастер, который в этом поможет. Дизайнер Алина Маршал родилась, живет и работает в Одессе и здесь же освоила профессию. После учебы в Москве и Киеве и работы дизайнером-модельером в Италии Франции Алина вернулась в родной город, где 15 лет назад и создала собственную дизайн-мануфактуру.

Алине Маршал повезло быть единственной ученицей, а затем и последним партнером легендарного Владимира Бернштейна, одесского шляпника в четвертом поколении. Она прошла все ступени мастерства: сначала закройщик, затем модельер-конструктор и, наконец, мастер высшего разряда по пошиву мужских головных уборов. Как говорит сама Алина: «Я не придумала головной убор, я просто делаю его лучше».

Сегодня дизайн-мануфактура «Алина Маршал» — это полностью замкнутый технологический цикл: разработка дизайна, выбор тканей, пошив и финальная отделка головных уборов премиум-класса. Сюда обращаются те, кто желает получить эксклюзивную, особенную вещь. В каждой сшитой вручную кепке — сотни часов кропотливой работы, экспериментов и поисков. Это не просто что-то, что покрывает голову: каждая кепка изготавливается под своего владельца, она подчеркивает достоинства и искусно маскирует недостатки.

Охотничья кепка № 1

К 25-летию компании «Ибис» была создана и выпущена ограниченной серией «Охотничья кепка № 1»!

Казалось бы, этот тип кепки существует как минимум полтора столетия — но изделие от дизайнера Алины Маршал воплощает в себе современное осмысление образа, сочетая инновации и традиционный стиль. Фасон — классическая британская охотничья кепка flat cap. Материал — шотландский твид. Цвет — переплетение зеленых и черных нитей дает эффект камуфляжа. Вдобавок изделие комплектуется кашне длиной 160 см из такого же твида.

Важное дополнение именно для охотников: яркая оранжевая подкладка из саржи с люминесцентным эффектом позволит использовать кепку в качестве сигнального флажка или отмашки при постановке на номер. На затылке имеется специальная петля из нубука, которая служит «вешалкой» либо петелькой для шнурка крепления кепки к одежде. Донышко кепки подбито натуральным козьим пухом для создания «эффекта термоса». Тулья — полушерсть «шотландкa». По бокам кепки и на затылке предусмотрены люверсы для вентиляции. Аналогичные люверсы числом три есть во внутренней части козырька, который сделан из пластика с «эффектом памяти», благодаря чему надолго сохраняет форму, заданную владельцем.

«Охотничья кепка № 1» — универсальный головной убор. Она способна согреть в холодное время года, защитить голову от непогоды или ультрафиолетовых лучей и создать выгодный имидж своему обладателю. Фактически она может использоваться в любой сезон и при любой погоде — от летнего зноя до зимних заморозков.

Твидовые кепки и «Острые козырьки»

Конечно, рассказывая о кепках, нельзя не упомянуть британский сериал «Острые козырьки» (Peaky blinders) — историю банды, орудовавшей в английском городе Бирмингем в начале XX в. Говорят, что свое название группировка получила из-за того, что ее участники вшивали в козырьки своих кепок бритвенные лезвия и порой использовали их в качестве оружия. Впрочем, это предположение некоторые историки подвергают сомнению, но отрицать любовь преступников к твидовым кепкам невозможно — прямым доказательством ее служат фотографии, которые можно увидеть в музее полиции West Midlands. Данный сериал — лучшее наглядное пособие для изучения разновидностей головных уборов и способов их ношения.

Главного героя и главаря банды в сериале зовут Том Шелби — и, разумеется, он тоже носит твидовые кепки. Модели, которые можно увидеть в этом сериале, окрашены в синие, серые, зеленоватые и коричневые тона; в основном, это восьмиклинки — хотя попадаются и исключения.

«Как у Леона-киллера»

Помните фильм «Леон-киллер»? А что у Леона было на голове? История этого головного убора началась задолго до выхода шедевра Люка Бессона.

На первый взгляд, это самая обычная вязаная шапочка. Если носить ее традиционным способом — натянув на всю голову, то вам тепло, но шарма ноль. И совсем другое дело, если вы один или два раза подвернули ее — так, что шапка уже едва держится на затылке; теперь уши открыты морозу, но зато вы выглядите, как лихой моряк, суровый рокер или даже сам Леон, как кому нравится. Желание выглядеть красиво и в этом случае берет верх над здравым смыслом. Короче говоря, такие шапки носят не потому, что это тепло или функционально — а потому, что это стильно.

Мода на такое ношение вязаной шапки родилась давно. Когда-то подобные шапки были частью форменной одежды американских моряков и носили название watch cap (англ. — «вахтенная шапочка»). Моряки в таких трикотажных форменных шапочках несли дежурство, а если во время вахты случалась непогода, то шапку всегда можно было натянуть полностью. Другое дело — увольнительная с кора бля; на берегу шапка носилась максимально подвернутой, набекрень, едва держась на затылке. Жак-Ив Кусто и его команда так носили свои вязаные шапки красного цвета, символизирующие легендарный фригийский колпак — символа Французской революции и свободы. Растиражированный образ бесстрашного моряка, покоряющего океанские глубины, нашел отражение во внешнем облике киношного Леона и сыграл свою роль в формировании современной модной эстетики.

Алина Маршал делает свой вариант культовой шапочки Леона в двух вариантах:

— облегченном — из синего, коричневого или зеленого фетра;

— более теплом — из черного мериносного драпа 1970- х гг. выпуска.

Шапочка «Леон» выпускается также в специальной охотничьей версии со светоотражающей оранжевой лентой, пришитой двумя фрагментами — для того, чтобы не создавать цельный жесткий каркас, давящий на голову. Спереди, на уровне глаз, лента не пришивается — чтобы отворот шапки оставался мягким и не сдавливал голову, когда боковая и задняя части отворота опущены вниз.

Предусмотрены три варианта ношения:

1. Отворот полностью вверху. Оранжевую ленту не видно.

2. Частичный отворот по всему диаметру. Оранжевая лента видна на 1/3.

3. Полный отворот сзади и сбоку. Лента видна на 100%.

Спереди на уровне глаз отворот остается на месте и не мешает обзору.

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В № 6 ЗА 2019 ГОД

Комментировать

https://gunmag.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/logo-black.png

Подробно о настоящем мужском увлечении.