На сегодняшний день очень тяжело найти человека, который при необходимости не использовал фонарь хотя бы на мобильном устройстве. Этот повседневный элемент применяют все: слесари, пожарные, полицейские, рыбаки, туристы, охотники, дети и пенсионеры.
Истоки стремления человека держать под рукой источник света лежат глубоко в древности. Свет, получаемый от огня, был гарантией безопасности, ую та и тепла. С помощью переносного источника света можно было приготовить пищу, отогнать хищников и согреться. Все началось с факела; потом были масляные, а еще позже — керосиновые и газовые лампы. Эти источники освещения включали в себя, помимо собственно горящего элемента — пакли, фитиля или просмоленной древесины, — еще и запас «топлива». В случае с лучиной все предельно просто: один ее конец горит, тем самым создавая освещение, постепенно расходуя «топливо», которым является сама лучина. Лампы устроены несколько иначе: их фитиль горел с одного конца, а второй был погружен в топливо (масло, позднее — керосин), которое поддерживало процесс горения. Несмотря на удобство и сравнительно небольшие габариты, у всех этих вариантов был один огромный минус: в качестве источника освещения использовалось открытое пламя, свет которого был не особо ярким (не слишком помогали и различные рефлекторы и отражатели) и отнюдь не без опасным. Именно осветительные приборы были причиной большинства пожаров вплоть до начала прошлого века — взять хотя бы Великий чикагский пожар 1871 г., официальной причиной которого считается опрокинутая керосиновая лампа.
Ничто, однако, не стоит на месте; и технологический скачок середины XIX в. произвел на свет два изобретения, которые стали началом новой эпохи персональных приборов освещения — лампа накаливания и батарейка. И если история лампы накаливания и ее изобретателя Томаса Эдисона многим известна хотя бы понаслышке, то в случае с батарейкой ситуация несколько иная. Парадокс в том, что, несмотря на значимость изобретения источника освещения, элемент питания важен не менее, а, возможно, даже более — ведь мы говорим о переносных осветительных приборах. Давайте вместе постараемся заполнить этот пробел в знаниях.
В 1866 г. французский изобретатель Жорж Лекланше изобрел первую батарейку, получившую название «единая электрическая жидкая генерирующая батарея». Изобретение имело вид наполненного цинком, хлоридом аммония и диоксидом марганца стеклянного сосуда с углеродной платой на плюсовом контакте батареи. Примечательно то, что данный образец был переносным.
В 1888 г. немецкий ученый Карл Гесснер решил модифицировать конструкцию, поместив весь состав «мокрой» батарейки в герметичный цинковый контейнер. Примерно тогда же американский изобретатель еврейского происхождения Конрад Хьюберт (до эмиграции — Акиба Горовитц) создал фирму American Electrical Novelty and Manufacturing Company (позже переименованную в Eveready), занимающуюся разработкой и выпуском фонарей и батареек.
Существенный успех был достигнут в 1896 г. с изобретением сухой батареи продвинутого образца типоразмера D. В новой модификации вместо жидкого электролита использовался пастообразный. Это позволяло батарее работать в любом положении — при этом электролит не разливался, да и ломалась она гораздо реже, — что стало идеальным источником питания для портативных источников света.
В 1899 г. английский изобретатель Дэвид Майзелл впервые создал переносной осветительный прибор, который работал на трех батарейках размера D, помещенных в трубку, которая, в свою очередь, являлась корпусом устройства. Батарейки питали помещенную в корпус небольшую лампу накаливания, а свет включался и выключался простым нажатием кнопки. Flash (англ. — вспышка) — именно такое название дали этим фонарям из-за их специфики работы. Дело в том, что в них использовались угольно-цинковые батарейки, которые не могли работать непрерывно долгое время, поэтому фонарь приходилось периодически выключать.
Продажа первых фонарей не была особо успешной из-за целого ряда проблем: недостаточного качества исполнения батареек и низкой эффективности лампочек накаливания с углеродными нитями. Спустя некоторое время углеродные нити были заменены на вольфрамовые, что значительно повысило популярность фонарей, которые в свою очередь начали вытеснять лампы, работающие на легковоспламеняющих жидкостях.
Для того чтобы завоевать большее признание, Майзелл и ранее упомянутый нами Хьюберт разработали несколько ручных фонарей и презентовали их полицейским Нью-Йорка. Майзелл получил на фонари несколько патентов, которые в скором времени были отданы компании Хьюберта. Последний, в свою очередь, гордо представил новый патент на велосипедный фонарь в виде клевера. Также в 1899 г. Хьюберт показал свою продукцию в каталоге американской компании Eveready; реклама нового товара сопровождалась известной фразой из Библии «Да будет свет!».
На тот момент людям уже не нужно было беспокоиться о керосиновых лампах или обычных свечах. Для закрепления успеха Eveready выпустила специальную брошюру под названием «101 причина для использования Eveready» — в которой говорилось, что компания выпускает продукцию, которая никогда не мигает, не гаснет на ветру, легко контролируется и умеет еще много чего полезного (как видите, приемы маркетинга за более чем 100 лет не слишком изменились).
Eveready не удовлетворилась достигнутым и всячески совершенствовала свою продукцию. Была модифицирована кнопка включения фонарей: теперь ее уже не нужно было удерживать для постоянного свечения.
К началу 1920-х спрос на фонари значительно вырос, что послужило определенным толчком для развития их дизайна: менялись формы, компоновки и, конечно же, материалы. Спрос, как ему и положено, порождал предложение. В конечном итоге вещь, которая еще совсем недавно была новинкой, достаточно быстро стала неотъемлемой частью повседневной жизни — как говорится, к хорошему привыкаешь быстро.
Принцип работы современных фонарей, по сути, остался тем же: есть осветительный элемент и батарея, которая его питает; правда, теперь их дополняют еще и другие компоненты — например, драйвер управления, который открыл возможность использования нескольких режимов освещения, а также прочих, не менее полезных функций. Благодаря техническому прогрессу даже самый маленький фонарик способен светить достаточно долго.
Монстр Marauder
В предыдущих наших статьях речь в основном шла о тактических и повседневных моделях фонарей. Сегодня же мы расскажем о «короле фонарей» — Olight X9R Marauder.
Почему король? Потому что Olight X9R Marauder является победителем в следующих номинациях: самый яркий, самый тяжелый, самый длинный, ну и попросту самый крутой!
Еще с давних времен человечество использовало различные источники света для поиска в темноте, но появление световых лучей высокой мощности значительно изменили ситуацию. Изначально поисковые фонари применялись исключительно в военных целях, однако со временем такие девайсы нашли свое место и на гражданских просторах.
На сегодня поисковые фонари очень широко используются в различных спасательных мероприятиях. Чем же они так хороши? Они мощные, имеют удобную, продуманную и созданную по самым передовым технологиям конструкцию, обладают мощным лучом света и дают возможность светить на дальние расстояния, недоступные обычным фонарям.
Созданная еще в 2006 г. компания Olight быстро зарекомендовала себя как производитель высококачественных осветительных приборов. Завоевав европейский рынок моделями для ежедневного использования, фирма перешла на производство тактических аксессуаров и начала выпуск продукции для военных и сотрудников правоохранительных органов.
Первым поисковым фонарем компании стала выпущенная в 2011 г. модель SR90 с 2 200 лм на борту. Этот фонарь отличался внушительными размерами — 330х100 мм — и массой в 1,5 кг. После него было выпущено еще несколько моделей схожих габаритов с немного улучшенными световыми характеристиками. Однако по-настоящему значимой моделью стал X7 Marauder. Его появление во многом было результатом втягивания Olight в так называемую «войну люменов» — неформальную гонку производителей осветительных приборов по созданию как можно более яркого фонаря. X7 Marauder завоевала рынок благодаря внушительной светосиле в 9 000 лм и компактной рукоятке, похожей на банку газировки. Все это сопровождалось шестью режимами работы, небольшими габаритами (127х52 мм) и вполне умеренной массой в 471 г.
Помимо рекордной яркости, новый фонарь выделялся еще и невероятной шириной светового луча, которая близилась к 160°. Этого удалось достичь благодаря использованию трех новейших светодиодов XHP 70 от американской компании Cree, которые имели значительно большую площадь, нежели наиболее массовые XM-L2. Оптическая система дополнялась текстурированным рефлектором — так называемой «апельсиновой коркой», который и обеспечивал тот самый широкий луч света. Обратной стороной ширины луча стала дальность, которая хотя и составляла внушительные 313 м, но все же не смогла превзойти километровый M3X UT Javelot. Для обеспечения работоспособности X7 был оснащен четырьмя аккумуляторами типа 18650. Все это было размещено в цельнометаллическом корпусе из авиационного алюминия со специальным анодным покрытием. И поскольку прибор был рассчитан на использование в неблагоприятных условиях, то он обладал водонепроницаемостью IPх8 и стойкостью к ударным нагрузкам.
Также X7 Marauder получил несколько обновленное управление — с помощью всего одной кнопки. В фонаре было предусмотрено целых шесть режимов работы: помимо turbo, был добавлен еще и turbo S — он-то и выдавал заветные 9 000 лм. Выбор компании Olight в сторону управления всего лишь одной кнопкой является неоспоримым преимуществом, поскольку чем меньше в механизме подвижных элементов, тем он надежнее. Вы можете легко выбирать нужные режимы яркости, блокировать фонарь, а также видеть заряд батареи — и все это лаконично умещается на одной кнопке.
Проанализировав работу первого поискового фонаря, компания выпустила обновленный и усовершенствованный Marauder X7R. Новый вариант сохранил мобильность и компактность своего предшественника, однако яркость увеличилась до 12 000 лм. Вдобавок фонарь получил возможность подзарядки через разъем USB Type-C. Этот пункт означал явное преимущество перед другими фонарями: приятен был не только сам факт зарядки, но и то, что она проходила в три раза быстрее, чем тот же процесс с разъемом micro-USB.
Рождение великана
Если проследить за работой компании с самого ее основания, нетрудно заметить, что Olight постоянно совершенствует свою продукцию, доводя ее до новых горизонтов и высот.
Следующий прототип поискового фонаря не стал исключением, и мир увидел Marauder X9R. Это был абсолютно новый, единственный в своем роде, сверхмощный фонарь, который имел в рукаве целый набор козырей.
Первое, чем действительно поражает этот прибор, — внушительные габариты. Судите сами: 320х100х57 мм при массе в 1 855 г! Сказать по правде, до встречи с «Мародером» мне никогда в жизни не доводилось иметь дело со столь крупными переносными осветительными приборами! Вы уже представили себе этого гиганта?
Размеры фонаря обусловлены его мощностью — рекордными 25 000 лм! Просто сравните: яркость топового повседневного фонаря не всегда достигает даже 1 000 лм, а здесь — целых 25 000! Поскольку X9 должен светить не только ярко, но и долго, для него потребовался емкий аккумулятор. По этим причинам габариты нового монстра стали гораздо крупнее, нежели у младших X7 и X7R — он больше похож на уже упоминавшийся SR90.
Персональные источники освещения проделали огромный путь от факелов до фонарей
Примечательно, что, несмотря на откровенно недетские габариты, конструкция Marauder X9R продумана до мельчайших деталей, благодаря чему он вышел сбалансированным и удобным в эксплуатации. Помимо всего вышеперечисленного, фонарь поставляется в комплекте с ремнем, который легко крепится с помощью карабина на специальное свободновращающееся кольцо. При использовании ремня масса и размеры фонаря уже не будут иметь особого значения.
Огромная голова с привычным нам безелем голубого цвета, изготовленная из нержавеющей стали с PVD-покрытием, плавно переходит в аккумуляторный отсек и заканчивается не менее внушительной крышкой. Также рукоятка фонаря снабжена специальной профилированной накладкой, обеспечивающей более удобное удержание фонаря и предотвращающей соскальзывание руки.
«Тело» фонаря изготовлено все из того же высокопрочного алюминиевого сплава марки T6061-T6 с защитным анодированием. Для того чтобы несколько облегчить фонарь, не проиграв в надежности, на корпусе выполнены продолговатые выборки. Этот монстр легко переживет падение с высоты 1 м и погружение в воду на эту же глубину — что, естественно, повышает его эксплуатационные возможности.
Сила света
Marauder X9R получился нереально мощным и ярким. Добиться такой мощности позволило наличие шести светодиодов ХНР 70.2, которые помещены в специальные текстурированные алюминиевые рефлекторы. Благодаря этому фонарь способен «доставать» лучом света на дальность до 630 м! Согласитесь, это действительно впечатляет. Для примера: средняя «дальнобойность» посадочных огней в гражданских самолетах составляет порядка 500-600 м. В придачу к такой дальности свечения обеспечивается еще и чрезвычайно широкий угол засвета (почти 160°) — луч света проходит через специальное минеральное стекло и идеально рассеивается.
Также фонарь оснащен датчиками приближения — если его во включенном состоянии поднести к какой-либо преграде, то яркость автоматически снизится до уровня L3 (800 лм); при отдалении от препятствия фонарь так же легко и непринужденно вернется в предыдущий режим. Работоспособность фонаря обеспечивает съемный аккумуляторный блок, внутренняя часть которого представляет собой восемь элементов питания типа 18650.
Управление
Чем еще выигрывает компания Olight — так это тем, что, независимо от сложности конструкции, управление их изделиями, как правило, осуществляется одной центральной кнопкой. Marauder X9R также не стал исключением.
Еще одной «плюшкой» новой модели является количество режимов. Используя всего одну центральную кнопку, вы можете включать и выключать фонарь, менять уровни яркости, активировать режим стробоскопа, а также заблокировать фонарь от случайного включения. Как по мне, сложного в управлении новым «Мародером» нет ничего; если вы сумеете прочесть прилагаемый мануал, то смело можете считать себя повелителем этого монстра.
Центральная кнопка X9R нажимается немного туже, чем у компактных моделей Olight — однако на фоне габаритов самого фонаря такое усилие не вызывает недоумения. По краям кнопки находятся индикаторы, имеющие форму полумесяцев; с одной стороны отображается яркость (в сотнях лм), с другой — состояние заряда аккумулятора.
Режимы яркости
Разнообразие режимов яркости и длительность работы фонаря действительно впечатляют. Однако, как все мы знаем, на упаковке можно прочесть одно, а по факту получить совсем другое. Поэтому, взяв один Marauder X9R для изучения, мы решили не упускать возможности и протестировать работу фонаря, так сказать, на всю катушку.
Тест на время непрерывной работы — 100 мин на турборежиме без перерыва — фонарь прошел на ура и без каких-либо проблем, что не могло не порадовать. Но вот пункт «27 часов в режиме L1 — 200 лм» все же не давал покоя. Провести столь длительный тест на выносливость «Мародера» помогло счастливое стечение обстоятельств — а именно: очень вовремя перегоревшая лампочка на кухне. Это более чем суточное испытание X9R тоже прошел с честью, подтвердив свой статус «всем фонарям фонарь». Попутно выяснилось, что даже при такой длительной непрерывной работе зарядка происходит достаточно быстро — примерно за 3-4 ч.
Есть еще один немаловажный пункт, который следует отметить. Как же при такой огромной яркости светового потока в сочетании со столь длительным временем работы фонарь не расплавился сам и не стал причиной возгорания каких-нибудь расположенных рядом предметов? От вет прост: в голове фонаря предусмотрен игольчатый радиатор, который используется для охлаждения мощных источников света. Marauder X9R — первый известный мне фонарь, использующий подобную систему охлаждения.
По мере использования изделия мы также задались вопросом — выдержит ли он длительное погружение в воду? Сказано — сделано: X9R был включен на максимальный режим 25 000 лм и помещен в емкость с водой. После часа водных процедур фонарь нисколько не пострадал, что стало возможным благодаря герметичному корпусу, выполненному по стандарту IPх7.
Напоследок отметим, что Marauder X9R абсолютно безопасен во время транспортировки и эксплуатации — случайно ничего не прожжет (как, например, Imalent DX80, который испепеляет упаковку за считанные секунды).
Комплектация
Как вы уже, наверное, догадались, размер упаковки Olight Marauder X9R тоже впечатляющий: шикарный кейс серьезных габаритов, внутри которого в специальных поролоновых нишах размещены сам фонарь, зарядное устройство и прочие принадлежности.
В комплект поставки входят:
• Olight X9R Marauder;
• зарядное устройство (DC, 16,8 вольт, 2 ампера);
• адаптер для автомобильной зарядки (DC, 16,8 вольт, 1,5 ампера);
• ремень для переноски;
• водо- и пыленепроницаемый кейс;
• инструкция.
Выводы
Нам доводилось тестировать множество фонарей, однако Olight Marauder X9R был первым, который вызвал такой живой интерес и был подвергнут нами таким суровым испытаниям. Все тяготы и лишения прибор перенес с пренебрежением и гордостью, вследствие чего совершенно заслуженно удостоился титула «Короля фонарей».
Сочетание передовых технологий с современными высококачественными материалами делает Marauder X9R отличным инструментом как для проведения поисково-спасательных операций, так и для охоты или рыбалки. Впрочем, если вы настоящий «гурман» мира осветительных приборов и любите все нестандартное и выдающееся, то можете смело приобрести его просто для того, чтобы дополнить свою коллекцию осветительных приборов и пораз ить друзей безудержной мощью света.