Бинокли и трубыДетальный взгляд на мир

Бинокль всегда оставался довольно консервативным наблюдательным инструментом. Со дня своего изобретения это были две половины корпуса, соединенные между собой шарниром. Самые первые бинокли конструировались по Галилеевской схеме — они имели в своей конструкции только линзы (театральные бинокли, кстати, до сих пор изготавливаются именно по такому принципу). Более привычный нам вид они приобрели после того, как в 1854 г. итальянец Игнацио Порро запатентовал схему с призмами, названную впоследствии его именем. Во второй половине ХХ в. к конструкции Porro присоединилась схема Roof, которая в настоящее время применяется в большинстве современных высококачественных биноклей. Также был придуман вариант «обратного Porro» — нашедший, впрочем, свое применение только в нише бюджетных малоформатных биноклей. И тем не менее: при всех изменениях в оптических схемах и внешнем виде неизменным всегда оставалось то, что бинокль — это синтез оптики и механики. В оптических схемах применялись более совершенные сорта оптического стекла, повышалось качество просветляющих покрытий и точность изготовления подвижных узлов. Но в итоге бинокль все равно всегда оставался оптико-механическим инструментом: линзы и призмы служат для формирования изображения, а механическая часть — для регулировки резкости и межзрачкового расстояния.

А нужна ли она — стабилизация?

В результате бинокли, несмотря на все многообразие, всегда имели ограничение по увеличению для комфортного наблюдения с рук. Дело в том, что при больших кратностях изображение в бинокле начинает дрожать и прыгать перед глазами вследствие тремора, нашего дыхания и даже сердцебиения. И это наблюдается в спокойном состоянии. А после активной ходьбы по лесу, оврагам и полям с рюкзаком за плечами и оружием эти факторы, естественно, оказывают еще большее влияние на комфорт, а точнее — на его снижение при наблюдениях. Считается, что оптимальной кратностью для удобного и комфортного использования является 8х. Опытный наблюдатель может достаточно стабильно удерживать бинокль с 10-кратным увеличением. Все, что больше, строго говоря, требует штатива или надежной опоры для рук. Кто-то может сказать, что для него и 12-15х не проблема: руки, мол, «железные», дыхание задерживает и спокойно наблюдает. Но тут стоит учитывать, насколько крупный объект мы рассматриваем, с какого расстояния, как долго, и хотим ли увидеть мелкие детали. Одно дело — вскинуть бинокль на несколько секунд к глазам для простого подтверждения факта, что на дереве сидят птицы. И совсем другая ситуация возникает, если мы хотим понаблюдать за поведением этих птиц, определить оттенки оперения, полюбоваться брачными играми. В таком случае нам может помешать мелкий тремор даже при увеличении 8х.

 Схема «классического» бинокля: 1 — объектив; 2 и 3 — призмы Порро; 4 — окуляр
Схема «классического» бинокля:
1 — объектив; 2 и 3 — призмы Порро; 4 — окуляр

Однако в целом 8/10-кратники в большинстве случаев обеспечат комфортные наблюдения с рук. Тем не менее часто возникает необходимость использовать более мощный прибор. Ведь не секрет, что, например, в горах, где расстояния очень значительны, десятикратного увеличения бывает откровенно недостаточно. Такая же ситуация может возникнуть и на широких просторах в поле. Или, допустим, вам хочется просто рассмотреть объект в деталях, а он убегает или улетает при попытке подойти ближе. В подобных случаях отличным вариантом будет 15/16-кратник. И вот тут, помимо оптики и механики, нам на помощь приходит электроника. Бинокль с оптической стабилизацией — отличный вариант решения проблемы неу стойчивого изображения при больших кратностях. Выбор таких наблюдательных инструментов в настоящее время нельзя назвать очень широким. Если бинокли традиционной конструкции выпускают десятки брендов, то число компаний, применяющих стабилизацию, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Наиболее известные — японские Nikon, Fujifilm (торговая марка Fujinon) и Canon. Также есть более экзотический и весьма дорогой Zeiss 20×60 T* S и совсем уж малоизвестные у нас модели американской фирмы Fraser Optics, которая в значительной степени ориентируется на военных пользователей. Как видим, вариантов не слишком много. А уж если говорить о каком-то выборе по кратностям и объективам, то все сводится к одному — биноклям фирмы Canon.

 В Canon 15x50 IS All Weather применяется разновидность классической схемы Porro — «выпрямляющая система Аббе», или призма Porro второго типа
В Canon 15×50 IS All Weather применяется разновидность классической схемы Porro — «выпрямляющая система Аббе», или призма Porro второго типа

В настоящий момент этот производитель предлагает следующие варианты достаточно легких и компактных биноклей со стабилизацией изображения 8х25 IS, 10х30 IS, 10х32 IS, 12х32 IS, 14х32 IS, 12х36 IS. Также Canon выпускает и три более серьезных и «крупнокалиберных» прибора. Это полностью водонепроницаемый (по японскому промышленному стандарту JIS7) бинокль 10х42L IS WP, а также две брызгозащищенные (по стандарту JIS4) всепогодные модели с 50-мм объективами — 15х50 IS All Weather и 18х50 IS All Weather.

Бинокль Canon 15х50 IS All Weather: эргономика, оптика, нюансы работы стабилизатора

Прежде чем вдаваться в подробности, выскажем мнение, что этот бинокль, пожалуй, во многом является самым примечательным из всей линейки Canon. Во-первых, сочетание кратности 15х с таким крупным объективом обеспечивает выходной зрачок диаметром 3,3 мм, что позволяет проводить длительные наблюдения с комфортом. Напомним, что возрастание кратности при неизменном диаметре объ ектива приведет к уменьшению диаметра выходного зрачка; а для удобных наблюдений желательно, чтобы бинокль имел значение данного параметра на уровне 3 мм и более. Во-вторых, не возникает сомнений, что при увеличении 15х стабилизатор уже просто необходим — поэтому его применение будет очень заметно и, по идее, должно вызвать своеобразный wow-эффект. Как уже упоминалось, 8/10-кратные бинокли можно в большинстве случаев удерживать стабильно, тут же это не получится: 15х — не шутка.

04-2017-03

Также отметим, что стабилизированных биноклей с такими параметрами (15х50) попросту больше никто не выпускает. Так что Canon 15х50 IS All Weather в этом смысле уникален. Оптические характеристики этой модели тоже во многом выдающиеся, но о них чуть позже. А пока — внешний вид. Он сильно отличается от привычных нам моделей Porro и Roof. С первого взгляда кажется, что это не просто бинокль, а какой-то комбинированный прибор из фантастического фильма (в котором как минимум есть еще дальномер, тепловизор и множество других функций). Особенно непривычным в первые дни использования этот бинокль будет для тех, кто имеет большой опыт использования Roof-приборов. В первую очередь это касается хвата. Возникает мысль: а как вообще его удерживать? Бинокль крупный, весьма увесистый (1200 г без элементов питания), совершенно непривычной формы. Понятно, что эти моменты обусловлены не желанием японских инженеров сделать все по-своему и «насолить» пользователю, а техническими требованиями — размещением внутри корпуса бинокля элементов системы стабилизации. К тому же стоит признать, что после недели практического использования руки уже сами ложатся на бинокль в наиболее удобное положение, а пальцы автоматически находят колесо резкости и кнопку стабилизатора. Так что это дело привычки. Что действительно вызывает недоумение, так это наглазники — они здесь самые простые, из довольно жесткой резины. Когда наглазники выдвинуты, то наблюдать в бинокль может быть неудобно — в этом положении ими банально обрезается часть поля зрения. Их лучше полностью сложить, и тогда бинокль можно будет с удобством расположить у глаз и наблюдать 100% поля зрения. Но вопрос, почему в наблюдательном приборе такого класса не применили удобные выкручивающиеся наглазники, остается открытым.

 На линзы и призмы нанесено многослойное просветляющее покрытие, гарантирующее яркое, резкое и контрастное изображение
На линзы и призмы нанесено многослойное просветляющее покрытие, гарантирующее яркое, резкое и контрастное изображение

К остальным элементам настройки и управления замечаний нет. Колесо резкости очень мягкое и плавное, межзрачковое расстояние регулируется с усилием и произвольно не собьется, а кнопка включения стабилизатора, которую расположили из расчета под правую руку, всегда срабатывает четко. Микропроцессор и другие элементы стабилизирующей системы требуют энергии, источником которой являются две щелочные батарейки либо два аккумулятора типа АА. Крышка отсека для них расположена на нижней поверхности бинокля и отвинчивается монеткой. Тут же рядом находится резьбовое гнездо для установки на штатив — резьба тут стандартная, поэтому никаких дополнительных адаптеров не требуется. С внешним видом и эргономикой мы разобрались. Теперь давайте посмотрим на самое главное. Подносим бинокль к глазам и…что же мы видим? Правильно — совершенно предсказуемо изображение «пляшет» и делает детальные наблюдения затруднительными, а глаза быстро устают от такой картинки. Нажимаем заветную кнопку. Слышится легкий щелчок реле — и изображение в бинокле замирает. Сначала в это верится с трудом, и вы нажимаете кнопку снова и снова — просто чтобы почувствовать разницу. Честно говоря, информативность наблюдений сразу увеличивается на несколько порядков. Вот над полем завис сокол-пустельга; без стабилизации мы просто констатируем этот факт, а при попытке рассмотреть подробности глаза начинают напрягаться и уставать. Включаем стабилизацию — и вот уже ясно видно, что птица выставила лапки с когтями вниз и хищно вертит головой, высматривая себе обед.

04-2017-05

Действительно, стабилизатор отлично справляется с тремором рук — картинка стоит «как вкопанная». Сразу становится ясно, что штатный режим работы этого бинокля — именно со включенным стабилизатором. Кстати, есть два способа его активации. Первый — это нажать и удерживать кнопку в таком положении; при нажатии кнопки стабилизация включается, а при отпускании — выключается. Это не очень удобно, поэтому более предпочтительным наверняка окажется второй вариант — просто нажать и отпустить кнопку. При этом стабилизатор включается и работает до тех пор, пока кнопка не будет нажата и отпущена повторно еще раз. Если же проходит пять минут наблюдений без нажатия кнопки, то срабатывает автоотключение стабилизации. Скажем несколько слов и об оптике, поскольку разработчики уделили очень большое внимание качеству изображения. Первое, что сразу заметит опытный наблюдатель, поднеся бинокль к глазам, — это огромный круг изображения: не просто большой — а именно огромный. Это неудивительно, поскольку значение параметра «видимое поле зрения» (apparent field of view, AFOV) здесь просто великолепное — 67°. Поясним: именно эта характеристика окуляров определяет, насколько наблюдатель погрузится в изображение и насколько широким при данном увеличении будет истинное поле зрения бинокля. Значения AFOV в 62-65° считаются очень хорошими и комфортными для наблюдений. В этом же бинокле — целых 67°! Резкость изображения также великолепна, причем до самого края поля зрения. Как такое может быть при настолько широком AFOV? Объяснение следующее: в конструкции окуляров применены так называемые «выравниватели поля» (field flatteners). Подобные линзы применяются, как правило, в более дорогих биноклях и служат для улучшения резкости именно у краев поля зрения. В каждом окуляре нашего Canon 15х50 IS All Weather таких линз — по две! И они обеспечивают отличный результат. Теперь давайте просуммируем все положительные моменты. Увеличение 15х, эффективная стабилизация, великолепное AFOV, отличная резкость по всему полю изображения… Да такое сочетание превращает процесс наблюдений в некое эстетическое действо, которое не хочется прекращать! В первые дни хочется рассматривать в бинокль абсолютно все — птиц на деревьях, грызунов в поле, самолеты, машины, корабли, кратеры на Луне. Любой объект наблюдений посредством этого бинокля открывается с новой стороны. О такой мелочи, как неудобные наглазники, уже и не вспоминаешь! Конечно, бинокль можно с успехом использовать для наблюдений и движущихся объектов — горизонтальные и вертикальные проводки не оказывают на застывшее изображение никакого влияния.

 Несмотря на оригинальную конструкцию корпуса, регулятор диоптрийной подстройки находится на привычном месте — правом окуляре
Несмотря на оригинальную конструкцию корпуса, регулятор диоптрийной подстройки находится на привычном месте — правом окуляре

Применение оптической стабилизации в биноклях действительно выводит наблюдения на совершенно другой уровень по детализации и зрительному комфорту. И Canon 15×50 IS All Weather — отличный тому пример. Хотя стоит заметить, что в данной модели тот самый wow-эффект, который таки есть, обусловлен сочетанием стабилизации с великолепными оптическими параметрами. Есть, правда, один нюанс, который может смутить при первоначальных наблюдениях: работу стабилизатора видно. Каким образом это проявляется? В периодическом, едва заметном уходе объекта на доли секунды из фокуса. Это явление можно и не заметить, однако оно все же есть; но пугаться не стоит — бинокль исправен, это особенность работы стабилизирующей системы. Кстати, несколько слов о самом стабилизаторе. В биноклях различных производителей применяются несколько видов систем стабилизации, которые отличаются принципом работы. Не вникая глубоко в технические тонкости, скажем, что оптическая стабилизация в биноклях Canon — наиболее «дружественная» к пользователю. Она не увеличивает значительно массу бинокля, и ее эффект в полной мере проявляется незамедлительно после нажатия кнопки включения — нет необходимости ждать, пока стабилизатор выйдет на рабочий режим. Единственное ограничение данной системы — это амплитуда колебаний, которые она еще может нейтрализовать. Что имеется в виду? Тремор, колебания во время нашего дыхания и сердцебиения — это низкоамплитудные явления. И с ними Canon 15×50 IS All Weather справляется на 100%, что и требуется большинству наблюдателей. А вот, например, на палубе катера при волнении акватории данная система стабилизации будет не столь эффективна — по причине большой амплитуды колебаний катера на волнах. И эти колебания полностью компенсировать не удастся.

Надежность конструкции

Зачастую среди любителей оптики можно встретить мнение, что бинокли со стабилизацией требуют более бережного обращения и слишком зависят от батареек. В целом, это действительно так. Да, сильным ударам и падениям подвергать такой бинокль не стоит. С другой стороны, давайте скажем начистоту: никто не гарантирует, что при мощном ударе у обычного бинокля не сдвинутся призмы, и он не окажется полностью разъюстированным. Любой оптический прибор требует достаточно аккуратного обращения. А обычные условия использования, включая наблюдения в дождь и снег, Canon 15х50 IS All Weather выдерживает совершенно спокойно. Только не следует забывать, что он брызго- и влагозащищен, однако не водонепроницаем. Поэтому в воду погружать его не рекомендуется.

Среди биноклей Canon IS есть как небольшие «походные» модели, так и полноразмерные «дальнобойщики»

Что касается источников питания, то производитель указывает, что время непрерывной работы стабилизатора при использовании щелочных батареек либо никель-кадмиевых аккумуляторов типа АА при 25 °С составляет 2,5 часа. На морозе в –10 °С значения несколько иные: всего лишь 10 минут непрерывной работы на батарейках и 1,5 часа — на аккумуляторах. Если этого мало и наблюдения проводятся часто и длительно, то есть смысл захватить с собой запасной комплект элементов питания, для хранения которых в чехле к биноклю есть небольшое отделение. Ну, и в самом крайнем случае, если вдруг батарейки «сели», мы все равно не останемся без бинокля и сможем продолжить наблюдения, пусть и с меньшим удобством.

Итоги

Какие мысли появляются после испытаний Canon 15х50 IS All Weather? Первое: оптическая стабилизация выводит наблюдения при больших кратностях на качественно новый уровень, при этом полностью сохраняется мобильность наблюдательного прибора. Пожалуй, это своего рода революция, которые в мире биноклей случаются не так уж часто. Второе: данная модель Canon показывает, что сочетание стабилизации и великолепных оптических характеристик приводит к некой зависимости (в хорошем смысле) от наблюдений. Подтверждается возникшее, может, и весьма субъективное, предположение, что 15х50 является самым интересным вариантом из всей линейки биноклей Canon. Увеличение в 15 крат — это не 8х, не 10х и даже не 12х. Это тот вариант, который действительно делает носимый бинокль по настоящему «мощным». А сочетание с 50-мм объективами, как уже упоминалось, позволяет получить комфортный диаметр выходного зрачка. Canon 15×50 IS All Weather однозначно рекомендован для внимательного изучения всем поклонникам высококачественной оптики — так вы в полной мере сможете лично оценить весь эффект от применения системы стабилизации при такой кратности увеличения и подобном качестве изображения и сделать свой выбор.

СТАТЬЯ ОПУБЛИКОВАНА В № 4 ЗА 2017 ГОД

https://gunmag.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/logo-black.png

Подробно о настоящем мужском увлечении.