Бинокль всегда оставался довольно консервативным наблюдательным инструментом. Со дня своего изобретения это были две половины корпуса, соединенные между собой шарниром. Самые первые бинокли конструировались по Галилеевской схеме — они имели в своей конструкции только линзы (театральные бинокли, кстати, до сих пор изготавливаются именно по такому принципу). Более привычный нам вид они приобрели после того, как в 1854 г. итальянец Игнацио Порро запатентовал схему с призмами, названную впоследствии его именем. Во второй половине ХХ в. к конструкции Porro присоединилась схема Roof, которая в настоящее время применяется в большинстве современных высококачественных биноклей. Также был придуман вариант «обратного Porro» — нашедший, впрочем, свое применение только в нише бюджетных малоформатных биноклей. И тем не менее: при всех изменениях в оптических схемах и внешнем виде неизменным всегда оставалось то, что бинокль — это синтез оптики и механики. В оптических схемах применялись более совершенные сорта оптического стекла, повышалось качество просветляющих покрытий и точность изготовления подвижных узлов. Но в итоге бинокль все равно всегда оставался оптико-механическим инструментом: линзы и призмы служат для формирования изображения, а механическая часть — для регулировки резкости и межзрачкового расстояния.
А нужна ли она — стабилизация?
В результате бинокли, несмотря на все многообразие, всегда имели ограничение по увеличению для комфортного наблюдения с рук. Дело в том, что при больших кратностях изображение в бинокле начинает дрожать и прыгать перед глазами вследствие тремора, нашего дыхания и даже сердцебиения. И это наблюдается в спокойном состоянии. А после активной ходьбы по лесу, оврагам и полям с рюкзаком за плечами и оружием эти факторы, естественно, оказывают еще большее влияние на комфорт, а точнее — на его снижение при наблюдениях. Считается, что оптимальной кратностью для удобного и комфортного использования является 8х. Опытный наблюдатель может достаточно стабильно удерживать бинокль с 10-кратным увеличением. Все, что больше, строго говоря, требует штатива или надежной опоры для рук. Кто-то может сказать, что для него и 12-15х не проблема: руки, мол, «железные», дыхание задерживает и спокойно наблюдает. Но тут стоит учитывать, насколько крупный объект мы рассматриваем, с какого расстояния, как долго, и хотим ли увидеть мелкие детали. Одно дело — вскинуть бинокль на несколько секунд к глазам для простого подтверждения факта, что на дереве сидят птицы. И совсем другая ситуация возникает, если мы хотим понаблюдать за поведением этих птиц, определить оттенки оперения, полюбоваться брачными играми. В таком случае нам может помешать мелкий тремор даже при увеличении 8х.
Однако в целом 8/10-кратники в большинстве случаев обеспечат комфортные наблюдения с рук. Тем не менее часто возникает необходимость использовать более мощный прибор. Ведь не секрет, что, например, в горах, где расстояния очень значительны, десятикратного увеличения бывает откровенно недостаточно. Такая же ситуация может возникнуть и на широких просторах в поле. Или, допустим, вам хочется просто рассмотреть объект в деталях, а он убегает или улетает при попытке подойти ближе. В подобных случаях отличным вариантом будет 15/16-кратник. И вот тут, помимо оптики и механики, нам на помощь приходит электроника. Бинокль с оптической стабилизацией — отличный вариант решения проблемы неу стойчивого изображения при больших кратностях. Выбор таких наблюдательных инструментов в настоящее время нельзя назвать очень широким. Если бинокли традиционной конструкции выпускают десятки брендов, то число компаний, применяющих стабилизацию, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Наиболее известные — японские Nikon, Fujifilm (торговая марка Fujinon) и Canon. Также есть более экзотический и весьма дорогой Zeiss 20×60 T* S и совсем уж малоизвестные у нас модели американской фирмы Fraser Optics, которая в значительной степени ориентируется на военных пользователей. Как видим, вариантов не слишком много. А уж если говорить о каком-то выборе по кратностям и объективам, то все сводится к одному — биноклям фирмы Canon.
В настоящий момент этот производитель предлагает следующие варианты достаточно легких и компактных биноклей со стабилизацией изображения 8х25 IS, 10х30 IS, 10х32 IS, 12х32 IS, 14х32 IS, 12х36 IS. Также Canon выпускает и три более серьезных и «крупнокалиберных» прибора. Это полностью водонепроницаемый (по японскому промышленному стандарту JIS7) бинокль 10х42L IS WP, а также две брызгозащищенные (по стандарту JIS4) всепогодные модели с 50-мм объективами — 15х50 IS All Weather и 18х50 IS All Weather.
Бинокль Canon 15х50 IS All Weather: эргономика, оптика, нюансы работы стабилизатора
Прежде чем вдаваться в подробности, выскажем мнение, что этот бинокль, пожалуй, во многом является самым примечательным из всей линейки Canon. Во-первых, сочетание кратности 15х с таким крупным объективом обеспечивает выходной зрачок диаметром 3,3 мм, что позволяет проводить длительные наблюдения с комфортом. Напомним, что возрастание кратности при неизменном диаметре объ ектива приведет к уменьшению диаметра выходного зрачка; а для удобных наблюдений желательно, чтобы бинокль имел значение данного параметра на уровне 3 мм и более. Во-вторых, не возникает сомнений, что при увеличении 15х стабилизатор уже просто необходим — поэтому его применение будет очень заметно и, по идее, должно вызвать своеобразный wow-эффект. Как уже упоминалось, 8/10-кратные бинокли можно в большинстве случаев удерживать стабильно, тут же это не получится: 15х — не шутка.
Также отметим, что стабилизированных биноклей с такими параметрами (15х50) попросту больше никто не выпускает. Так что Canon 15х50 IS All Weather в этом смысле уникален. Оптические характеристики этой модели тоже во многом выдающиеся, но о них чуть позже. А пока — внешний вид. Он сильно отличается от привычных нам моделей Porro и Roof. С первого взгляда кажется, что это не просто бинокль, а какой-то комбинированный прибор из фантастического фильма (в котором как минимум есть еще дальномер, тепловизор и множество других функций). Особенно непривычным в первые дни использования этот бинокль будет для тех, кто имеет большой опыт использования Roof-приборов. В первую очередь это касается хвата. Возникает мысль: а как вообще его удерживать? Бинокль крупный, весьма увесистый (1200 г без элементов питания), совершенно непривычной формы. Понятно, что эти моменты обусловлены не желанием японских инженеров сделать все по-своему и «насолить» пользователю, а техническими требованиями — размещением внутри корпуса бинокля элементов системы стабилизации. К тому же стоит признать, что после недели практического использования руки уже сами ложатся на бинокль в наиболее удобное положение, а пальцы автоматически находят колесо резкости и кнопку стабилизатора. Так что это дело привычки. Что действительно вызывает недоумение, так это наглазники — они здесь самые простые, из довольно жесткой резины. Когда наглазники выдвинуты, то наблюдать в бинокль может быть неудобно — в этом положении ими банально обрезается часть поля зрения. Их лучше полностью сложить, и тогда бинокль можно будет с удобством расположить у глаз и наблюдать 100% поля зрения. Но вопрос, почему в наблюдательном приборе такого класса не применили удобные выкручивающиеся наглазники, остается открытым.
К остальным элементам настройки и управления замечаний нет. Колесо резкости очень мягкое и плавное, межзрачковое расстояние регулируется с усилием и произвольно не собьется, а кнопка включения стабилизатора, которую расположили из расчета под правую руку, всегда срабатывает четко. Микропроцессор и другие элементы стабилизирующей системы требуют энергии, источником которой являются две щелочные батарейки либо два аккумулятора типа АА. Крышка отсека для них расположена на нижней поверхности бинокля и отвинчивается монеткой. Тут же рядом находится резьбовое гнездо для установки на штатив — резьба тут стандартная, поэтому никаких дополнительных адаптеров не требуется. С внешним видом и эргономикой мы разобрались. Теперь давайте посмотрим на самое главное. Подносим бинокль к глазам и…что же мы видим? Правильно — совершенно предсказуемо изображение «пляшет» и делает детальные наблюдения затруднительными, а глаза быстро устают от такой картинки. Нажимаем заветную кнопку. Слышится легкий щелчок реле — и изображение в бинокле замирает. Сначала в это верится с трудом, и вы нажимаете кнопку снова и снова — просто чтобы почувствовать разницу. Честно говоря, информативность наблюдений сразу увеличивается на несколько порядков. Вот над полем завис сокол-пустельга; без стабилизации мы просто констатируем этот факт, а при попытке рассмотреть подробности глаза начинают напрягаться и уставать. Включаем стабилизацию — и вот уже ясно видно, что птица выставила лапки с когтями вниз и хищно вертит головой, высматривая себе обед.
Действительно, стабилизатор отлично справляется с тремором рук — картинка стоит «как вкопанная». Сразу становится ясно, что штатный режим работы этого бинокля — именно со включенным стабилизатором. Кстати, есть два способа его активации. Первый — это нажать и удерживать кнопку в таком положении; при нажатии кнопки стабилизация включается, а при отпускании — выключается. Это не очень удобно, поэтому более предпочтительным наверняка окажется второй вариант — просто нажать и отпустить кнопку. При этом стабилизатор включается и работает до тех пор, пока кнопка не будет нажата и отпущена повторно еще раз. Если же проходит пять минут наблюдений без нажатия кнопки, то срабатывает автоотключение стабилизации. Скажем несколько слов и об оптике, поскольку разработчики уделили очень большое внимание качеству изображения. Первое, что сразу заметит опытный наблюдатель, поднеся бинокль к глазам, — это огромный круг изображения: не просто большой — а именно огромный. Это неудивительно, поскольку значение параметра «видимое поле зрения» (apparent field of view, AFOV) здесь просто великолепное — 67°. Поясним: именно эта характеристика окуляров определяет, насколько наблюдатель погрузится в изображение и насколько широким при данном увеличении будет истинное поле зрения бинокля. Значения AFOV в 62-65° считаются очень хорошими и комфортными для наблюдений. В этом же бинокле — целых 67°! Резкость изображения также великолепна, причем до самого края поля зрения. Как такое может быть при настолько широком AFOV? Объяснение следующее: в конструкции окуляров применены так называемые «выравниватели поля» (field flatteners). Подобные линзы применяются, как правило, в более дорогих биноклях и служат для улучшения резкости именно у краев поля зрения. В каждом окуляре нашего Canon 15х50 IS All Weather таких линз — по две! И они обеспечивают отличный результат. Теперь давайте просуммируем все положительные моменты. Увеличение 15х, эффективная стабилизация, великолепное AFOV, отличная резкость по всему полю изображения… Да такое сочетание превращает процесс наблюдений в некое эстетическое действо, которое не хочется прекращать! В первые дни хочется рассматривать в бинокль абсолютно все — птиц на деревьях, грызунов в поле, самолеты, машины, корабли, кратеры на Луне. Любой объект наблюдений посредством этого бинокля открывается с новой стороны. О такой мелочи, как неудобные наглазники, уже и не вспоминаешь! Конечно, бинокль можно с успехом использовать для наблюдений и движущихся объектов — горизонтальные и вертикальные проводки не оказывают на застывшее изображение никакого влияния.
Применение оптической стабилизации в биноклях действительно выводит наблюдения на совершенно другой уровень по детализации и зрительному комфорту. И Canon 15×50 IS All Weather — отличный тому пример. Хотя стоит заметить, что в данной модели тот самый wow-эффект, который таки есть, обусловлен сочетанием стабилизации с великолепными оптическими параметрами. Есть, правда, один нюанс, который может смутить при первоначальных наблюдениях: работу стабилизатора видно. Каким образом это проявляется? В периодическом, едва заметном уходе объекта на доли секунды из фокуса. Это явление можно и не заметить, однако оно все же есть; но пугаться не стоит — бинокль исправен, это особенность работы стабилизирующей системы. Кстати, несколько слов о самом стабилизаторе. В биноклях различных производителей применяются несколько видов систем стабилизации, которые отличаются принципом работы. Не вникая глубоко в технические тонкости, скажем, что оптическая стабилизация в биноклях Canon — наиболее «дружественная» к пользователю. Она не увеличивает значительно массу бинокля, и ее эффект в полной мере проявляется незамедлительно после нажатия кнопки включения — нет необходимости ждать, пока стабилизатор выйдет на рабочий режим. Единственное ограничение данной системы — это амплитуда колебаний, которые она еще может нейтрализовать. Что имеется в виду? Тремор, колебания во время нашего дыхания и сердцебиения — это низкоамплитудные явления. И с ними Canon 15×50 IS All Weather справляется на 100%, что и требуется большинству наблюдателей. А вот, например, на палубе катера при волнении акватории данная система стабилизации будет не столь эффективна — по причине большой амплитуды колебаний катера на волнах. И эти колебания полностью компенсировать не удастся.
Надежность конструкции
Зачастую среди любителей оптики можно встретить мнение, что бинокли со стабилизацией требуют более бережного обращения и слишком зависят от батареек. В целом, это действительно так. Да, сильным ударам и падениям подвергать такой бинокль не стоит. С другой стороны, давайте скажем начистоту: никто не гарантирует, что при мощном ударе у обычного бинокля не сдвинутся призмы, и он не окажется полностью разъюстированным. Любой оптический прибор требует достаточно аккуратного обращения. А обычные условия использования, включая наблюдения в дождь и снег, Canon 15х50 IS All Weather выдерживает совершенно спокойно. Только не следует забывать, что он брызго- и влагозащищен, однако не водонепроницаем. Поэтому в воду погружать его не рекомендуется.
Среди биноклей Canon IS есть как небольшие «походные» модели, так и полноразмерные «дальнобойщики»
Что касается источников питания, то производитель указывает, что время непрерывной работы стабилизатора при использовании щелочных батареек либо никель-кадмиевых аккумуляторов типа АА при 25 °С составляет 2,5 часа. На морозе в –10 °С значения несколько иные: всего лишь 10 минут непрерывной работы на батарейках и 1,5 часа — на аккумуляторах. Если этого мало и наблюдения проводятся часто и длительно, то есть смысл захватить с собой запасной комплект элементов питания, для хранения которых в чехле к биноклю есть небольшое отделение. Ну, и в самом крайнем случае, если вдруг батарейки «сели», мы все равно не останемся без бинокля и сможем продолжить наблюдения, пусть и с меньшим удобством.
Итоги
Какие мысли появляются после испытаний Canon 15х50 IS All Weather? Первое: оптическая стабилизация выводит наблюдения при больших кратностях на качественно новый уровень, при этом полностью сохраняется мобильность наблюдательного прибора. Пожалуй, это своего рода революция, которые в мире биноклей случаются не так уж часто. Второе: данная модель Canon показывает, что сочетание стабилизации и великолепных оптических характеристик приводит к некой зависимости (в хорошем смысле) от наблюдений. Подтверждается возникшее, может, и весьма субъективное, предположение, что 15х50 является самым интересным вариантом из всей линейки биноклей Canon. Увеличение в 15 крат — это не 8х, не 10х и даже не 12х. Это тот вариант, который действительно делает носимый бинокль по настоящему «мощным». А сочетание с 50-мм объективами, как уже упоминалось, позволяет получить комфортный диаметр выходного зрачка. Canon 15×50 IS All Weather однозначно рекомендован для внимательного изучения всем поклонникам высококачественной оптики — так вы в полной мере сможете лично оценить весь эффект от применения системы стабилизации при такой кратности увеличения и подобном качестве изображения и сделать свой выбор.