Боеприпасы.30-06 — американский стандарт. Часть 1

<![CDATA[]]>
https://gunmag.com.ua/wp-content/uploads/2013/03/30-06-1-1.jpg

«Тридцать ноль шесть», 7.62 «Спрингфилд», «М1906»… Пожалуй, нет в мире более распространенного охотничьего патрона, в основе которого лежит военный прототип с более чем полувековой историей. Возможно, популярность этого патрона в большей степени зависела от экономического и политического влияния Америки, нежели от его характеристик, но факт остается фактом — патрон .30-06 успешно лидирует на коммерческом рынке уже много десятилетий и сдавать свои позиции пока не собирается. Рассказ о послевоенной судьбе этого популярнейшего патрона еще  впереди, а пока немного истории…

Первые шаги

Несмотря на большой промышленный потенциал, в XIX в. Америка существенно отставала от крупнейших мировых стран в части стрелково-патронного вооружения. Первый же крупный международный конфликт наглядно продемонстрировал недостатки американского оружия. Во время испано-американской войны 1898 г. сухопутные подразделения американской армии, вооруженные однозарядными винтовками «Краг–Йоргенссен» М92 под рантовый патрон .30-40, столкнулись с испанскими войсками, практически полостью вооруженными современными магазинными винтовками «Маузер» М93 под патрон 7х57. Лишь американский флот был вооружен вполне современными магазинными винтовками Lee Magazine Rifle Model 1895 под безфланцевый патрон 6 мм U.S. Navy. В победе над Испанией главную роль сыграли крупнокалиберные орудия флота, а работы по поиску и замене штатной армейской однозарядной винтовки и рантового патрона были активизированы. Первоначально основное требование военных к новому боеприпасу ограничивались поднятием начальной скорости пули до 2500 футов/с (760 м/с), вместо 2000 футов/с (610 м/с) у патрона .30-40 (или .30 service (Krag)). Однако эти показатели оказалось трудно достичь из-за отсутствия подходящего пороха. Лишь в конце 1897 г. начались эксперименты с различными порохами и штатным патроном .30 service (Krag), но увеличение начальной скорости даже до 2200 футов/с (670 м/с) приводило к срыву пули с нарезов. В марте 1900 г. эксперименты со штатным боеприпасом были закрыты как бесперспективные.
В начале 1900 г. Frankford Arsenal проводил опыты с экспериментальным патроном с удлиненной гильзой, разработанным на базе .30 service (Krag). О результатах этих работ сегодня почти ничего не известно.
В то же время в августе 1900 г. фабрика Springfield Armory разработала экспериментальную магазинную винтовку кал. .30 под патрон .30-40. В том же году штатный патрон был забракован для применения с новой винтовкой из-за выступающего фланца и недостаточной начальной скорости.

В 1900 г. Frankford Arsenal продолжал разработки рантовых патронов с удлиненными гильзами кал. 30. В ноябре 1901 г. был создан первый удачный экспериментальный бо еприпас с бесфланцевой гильзой длиной 58.7 мм, развивающий начальную скорость пули 2300 футов/с (700 м/с). Новый патрон, который, по сути, являлся безрантовой версией боеприпаса .30-40, был передан Springfield Armory для испытаний с опытной винтовкой. Немного доработанный патрон с гильзой длиной 65 мм и тупоконечной пулей с тремя каннелюрами получил неофициальное обозначение Cal. .30 Ball Cartridge Model of 1901 (патрон с обычной пулей кал. .30 образца 1901 г.) и применялся для отработки экспериментальной винтовки Model 1901 experimental Cal. .30 Springfield rifle. В 1902 г. конструкция пули экспериментального патрона с тремя каннелюрами была признана неудовлетворительной из-за недостаточной обтюрации пороховых газов и низкой кучности. Вместо нее была разработана оболочечная пуля с гладкой ведущей частью. Для улучшения фиксации пули на месте стыка дульца и ската гильзы стали выполнять мощную поперечную кольцевую накатку. Однако усиленный обжим в нижней части дульца гильзы приводил к тому, что патрон слишком глубоко заходил в патронник, и боек винтовки не всегда надежно разбивал его капсюль. Поэтому обжимку гильзы отменили, а пуля получила небольшой конус на длине посадки в дульце гильзы. 17 июля 1903 г. этот патрон был добавлен в список номенклатуры Frankford Arsenal под обозначением Model 1903. 1 сентября в конструкцию нового боеприпаса были внесены небольшие изменения, связанные с уменьшением толщины фланца с 1.52 мм до 1.14 мм. В октябре 1905 г. Отдел вооружений дал указание снизить начальную скорость патрона М1903 с 2300 футов/с (700 м/с) до 2200 футов/с (670 м/с), чтобы уменьшить износ винтовочных стволов. Для выполнения этого распоряжения в конце 1905-го и начале 1906 г. Frankford Arsenal переснарядил около 8 млн патронов М1903 для получения более низкой начальной скорости.
Производство боеприпасов М1903 продолжалось на Frankford Arsenal с сентября 1903 г. по октябрь 1906 г., пока он не был заменен новым патроном М1906 (.30-06 Springfield). Производство М1903 по коммерческим контрактам началось в конце 1905 г. и продолжалось до 1907 г.

Рождение и развитие

Большое влияние на разработку патрона .30-06 оказал немецкий патрон 7.9х57 с легкой остроконечной пулей S (подробнее см. журнал № 4-5/2009). Под впечатлением от успеха немецких инженеров американцы приступили к созданию собственного винтовочного боеприпаса с остроконечной пулей. Работы с новым патроном начались в марте 1906 г. Опытный образец состоял из остроконечной пули весом 150 гран (9.7 г) с гладкой ведущей частью и мельхиоровой оболочкой, заряда пороха весом 48 гран (3.11 г) и гильзы М1903 с укороченным на 2.5 мм дульцем. Однако испытания на полигоне фабрики Springfield Armory показали очень низкую кучность опытного патрона. В июле американские специалисты выяснили, что эта проблема является следствием укорачивания гильзы, из-за которого пуля совершает скачек из гильзы в патронник, разработанный для штатного патрона М1903. В октябре 1906 г. эксперименты были продолжены с новыми винтовками, имеющими патронник, рассчитанный на использование короткой гильзы М1906. Новый патрон с остроконечной пулей показал отличные результаты, намного превосходящие характеристики патрона М1903, особенно по настильности траектории и кучности на дальних дистанциях.
Несмотря на весьма удовлетворительные показатели новой пули, Frankford Arsenal продолжал эксперименты, направленные на ее улучшение. В 1907 г. длина ведущей части пули была увеличена с 6.48 мм до 8.38 мм, а в 1909 г. пуля получила поперечную каннелюру с насечками для улучшения фиксации в дульце гильзы.
Интересно отметить, что в ноябре 1909 г. представители немецкой фирмы Deutsche Waffen und Munitionsfabriken (DWM) предъя-вили иск американскому правительству с требованием выплатить авторский гонорар за право использование немецкой пули S в США. Однако претензии немцев были отклонены. При этом американское правительство ссылалось на факт изобретения остроконечной пули подполковником Фэрли (J. P. Farley) Департамента вооружений Американской армии еще в 1894 г.
До начала Первой мировой войны производство патронов М1906 было сосредоточено в основном на Frankford Arsenal. В период с 1909 по 1913 гг. небольшие партии боеприпасов этого калибра изготавливались крупнейшими коммерческими патронными фабриками с целью отработки технологии и получения производственного опыта на случай вступления Америки в войну. С началом войны заказы на производство патронов М1906 получили не только частные американские производители, но и заводы в Канаде и Англии.
Опыт боевых действий во время мировых конфликтов порождал все новые изменения в конструкции боеприпаса. С 1917 г. патрон М1906 стали изготавливать с усиленным фланцем. В том же году для всех авиационных боеприпасов с обычными пулями было введено мощное кольцевое кернение вокруг капсюля. Во время Второй мировой войны Америка столкнулась с дефицитом цветных материалов. Для сокращения расхода меди многие производители боеприпасов приступили к разработке технологии изготовления стальных гильз с различными видами защитных покрытий. 17 ноября 1942 г. Департамент вооружений одобрил технологию производства стальных гильз с цинковым покрытием, разработанную Frankford Arsenal. С октября 1942 г. по июнь 1944 г. Frankford Arsenal и другие фабрики боеприпасов изготовили около 17.2 млн стальных гильз .30-06. Большая часть из них была использована при производстве патронов с обычными пулями, холостых и учебных патронов.
Во время Первой мировой вой-ны американские военные столкнулись с проблемой неудовлетворительных характеристик легкой пули при стрельбе на длинные дистанции. Разработка тяжелой пули для пулеметов растянулась на несколько лет. За основу были взяты конструкции «матчевых» пуль (National Match bullets), и лишь 24 октября 1925 г. на вооружение была принята тяжелая остроконечная пуля Cal. .30 Ball M1 весом 173 грана (11.2 г) с конической задней частью и поперечной каннелюрой с насечками. Заряд пороха массой 50 гран (3.24 г) сообщал пуле начальную скорость 2640 футов/с (800 м/с). В 1940 г. патроны с пулями М1 были признаны боеприпасами ограниченного стандарта и выпускались только под заказ ВВС и флота. В 1940 г. появилась новая версия тяжелой пули — M1 (Alternative), которая отличалась от предыдущей модели пониженным содержанием сурьмы в свинцовом сердечнике. Одна из последних партий патронов М1, произведенная для флота, имела отличительную окраску вершинки серебряной краской. Frankford Arsenal производил патроны с пулей Ball M1 до конца 1941 г., а 17 августа 1944 г. Комитет по вооружению признал боеприпасы с этими пулями окончательно устаревшими.
После принятия на вооружение тяжелой пули М1 запасы легких пуль Ball M1906 были переданы для израсходования в вой-ска. К 1936 г. запасы патронов М1906 подошли к концу, и вместо них стали использовать патроны с пулями М1. Вскоре военные убедились, что M1 имеет настолько большую дальность стрельбы и кинетическую энергию по сравнению с M1906, что во время учений тяжелые пули улетали за пределы стрельбищ. Кроме того, патрон М1 имел большую отдачу при стрельбе из винтовок и карабинов. Поэтому в марте 1937 г. отдел вооружений поручил Frankford Arsenal разработать улучшенную версию патрона Ball M1906. В апреле фабрика выпустила опытную партию боеприпасов с легкими пулями в томпаковой оболочке с каннелюрой и насечками на ведущей части. Для отличия от М1 легкие пули имели оловянное покрытие. В сентябре 1938 г. патрон с новой моделью легкой пули получил официальное обозначение Cal. .30 Ball Cartridge M2. 12 января 1940 г. патрон с пулей М2 заменил М1 в качестве стандартного боеприпаса для всей номенклатуры оружия кал. .30, за исключением авиационных пулеметов и вооружения ВМФ. После 20 сентября Frankford Arsenal перестал покрывать оболочку пули оловом. Аналогично с пулями М1, с октября 1941 г. началось производство пуль M2 с пониженным содержанием сурьмы в сердечнике. 14 сентября 1942 г. Frankford Arsenal наладил серийное производство патронов Cartridge, Ball, Cal. .30, M2 (Alternative) с пулями в стальной, покрытой томпаком оболочке. Производство патронов M2 (Alternative) продолжалось Frankford Arsenal до начала февраля 1944 г. Последняя партия патронов Ball M2 была изготовлена Frankford Arsenal 25 сентября 1945 г.

Специальные пули

Кроме обычных пуль, к патронам .30-06 был создан широкий ассортимент специальных пуль — бронебойных, трассирующих, зажигательных и т. д. Первые экспериментальные бронебойные пули были разработаны в Америке уже в 1912 г. В последующие годы Frankford Arsenal исследовал большое количество моделей бронебойных пуль, конструкции которых были разработаны как американскими, так и зарубежными изобретателями. Среди этих пуль в 1916-1917 гг. исследовалась даже конструкция, разработанная на базе русской бронебойной пули системы Кутового обр. 1916 г. Первая американская бронебойная пуля была принята на вооружение под обозначением М1917. Полуоболочечная остроконечная пуля с мельхиоровой оболочкой, стальным остроконечным сердечником и свинцовой рубашкой весом 154 грана (10 г) была разработана капитаном Отдела боеприпасов американской армии Уоллесом Клейем (Wallace L. Clay). В 1918 г. пуля получила поперечную каннелюру с насечками. В том же году вместо нее была принята новая модель оболочечной бронебойной пули М1918 весом 153 грана (9.9 г), состоящая из стального остроконечного сердечника, свинцовой рубашки и мельхиоровой оболочки. Для отличия новой бронебойной пули от обычных на ее ведущей поверхности чуть выше дульца гильзы выполнялась гладкая поперечная каннелюра. Эксперименты с различными бронебойными пулями продолжались в Америке на протяжении Первой мировой войны и после ее окончания. В 1920 г. для авиации была разработана бронебойная пуля Model 1920 весом 190 гран (12.3 г) с конической задней частью. Она состояла из остроконечного стального сердечника с конической задней частью, свинцовой рубашки и мельхиоровой оболочки. В 1921 г. полковник Клей разработал новую модель бронебойной пули, принятую на вооружение в январе 1922 г. под обозначением Model 1922. Пуля с прямой задней частью весом 170 гран (11.0 г) состояла из стального остроконечного сердечника с конической задней частью и поперечной проточкой для каннелюры, свинцовой рубашки и томпаковой оболочки. Первоначально на ведущей части пули выполнялась гладкая поперечная каннелюра, позже замененная на каннелюру с насечками. Пуля М1922 имела начальную скорость около 2600 футов/с (790 м/с) и пробивала бронированную плиту толщиной 9.5 мм на дистанции 200 ярдов (183 м). Патроны с пулями М1922 выпускались до октября 1935 г.

В мае 1934 г. на вооружение была принята новая модель бронебойной пули — M1 High Velocity Armour-Piercing Cartridge. Через год, в мае 1935-го, слова High Velocity (высокая скорость) удалили из обозначения пули. Этот образец  являлся модификацией пули Герлиха (Gerlich), с конической задней частью и двумя диаметрами на ведущей части. Пуля весом 143 грана (9.26 г) состояла из стального остроконечного сердечника с конической задней частью, свинцовой рубашки и томпаковой оболочки. Высокая начальная скорость пули порядка 3200 футов/с (975 м/с) обеспечивала пробитие бронеплиты толщиной 12.5 мм на дистанции 200 ярдов (183 м). Для идентификации вершинка пули окрашивалась в черный цвет. В промежутке между 1934-м и 1938 г. было выпущено всего несколько миллионов патронов АР М1, т.к. массовое производство таких пуль было достаточно сложное и трудоемкое. В октябре 1938 г. на замену бронебойной пуле М1 была принята новая М1А1, аналогичная по конструкции. В отличие от предыдущей модели передний выступ на оболочке был выполнен ниже и в снаряженном состоянии закрыт дульцем гильзы. Эта пуля весом 150 гран (9.72 г) имела томпаковую оболочку и вершинку, окрашенную в черный цвет. В середине 1939 г. Департамент вооружений, оказавшийся перед угрозой войны, принял решение разработать более технологичную и простую бронебойную пулю, чем М1 и М1А1. За основу была взята М1922, у которой убрали проточку на корпусе сердечника и заменили свинцовую пробку в нижней части пули томпаковой вставкой. На ведущей поверхности пули выполнялась каннелюра треугольного профиля. Патрон с новой бронебойной пулей весом 168 гран (10.9 г) был принят на вооружение 16 августа 1939 г. под обозначением M2 Armor-Piercing Cartridge. Массовое производство патрона М2 началось лишь в марте 1940 г. В 1941 г. над каннелюрой бронебойной пули стали выполнять дополнительную накатку с насечками, однако назначение этого элемента пока не ясно. Во время Второй мировой войны эксперименты с новыми моделями бронебойных пуль были сконцентрированы в направлении упрощения технологии производства и удешевления материалов. В феврале 1942 г. сердечник пули М2 стали изготавливать из марганцево-молибденовой стали взамен прежнего стального сплава с содержанием 4% вольфрама. Известны также партии патронов с бронебойными пулями М2 с сердечниками из высокоуглеродистой стали. Начиная с лета 1942 г. по ноябрь 1943 г. бронебойные пули выпускались со стальными покрытыми томпаком оболочками. С апреля по июнь 1941 г. Frankford Arsenal изготовил более миллиона патронов, снаряженных старыми пулями М1922, запасы которых хранились на складах в качестве резерва на случай войны.

 

Первые работы по созданию трассирующей пули начались в Америке примерно в 1910 г. Опытная пуля с дымным трассером так и не была принята на вооружение. После этого активные разработки трассирующих пуль практически не велись и возобновились лишь в 1917 г. Опытные работы проводились фабрикой Frankford Arsenal и компанией du Pont на основе английской модели трассирующей пули. В результате в конце 1917 г. на вооружение был принят патрон с трассирующей пулей Cal. .30 Tracer Cartridge, Model of 1917, предназначенный в основном для использования с пулеметами. Пуля весом 150 гран (9.7 г) с прямой задней частью состояла из стаканчика с трассирующим составом, свинцового сердечника в верхней части пули и мельхиоровой оболочки. Для отличия от патронов с обычными пулями, гильзы трассирующих патронов были полностью зачернены. Frankford Arsenal смог наладить производство патронов с трассирующими пулями лишь в январе 1918 г. Кроме государственной фабрики, контракты на изготовление трассирующих патронов для американской армии получили также компании du Pont, Winchester и правительство Англии. Производство трассирующих пуль в то время было очень опасным. Так, в начале 1918 г. на Frankford Arsenal полностью сгорело отделение по смешиванию трассирующего состава. При расследовании оказались, что солнечные лучи, сфокусировавшись через оконное стекло, зажгли емкость со смесью, что и стало причиной пожара. После окончания Первой мировой войны американцы продолжали эксперименты с трассирующими составами и конструкциями пуль. К 1921 г. на Frankford Arsenal поступило большое количество претензий от военных на образование большого количества нагара в стволах при стрельбе трассирующими пулями М1917. Оказалось, что трассирующий состав при горении вступает в контакт с оболочкой пули и образует трудно удаляемый толстый слой нагара. Для решения этой проблемы сотрудники Frankford Arsenal разработали специальный томпаковый сплав из 90% меди и 10% цинка для изготовления пульных оболочек. В 1923 г. Отдел вооружений попросил Frankford Arsenal ускорить разработку новой трассирующей пули, в первую очередь для замены старой модели М1917 для авиации. После многочисленных экспериментов специалисты Frankford Arsenal разработали удовлетворительный состав, дающий белую трассу в течение 4.45 с, и новый трассирующий патрон был принят на вооружение под обозначением Model 1923 Tracer (или Model 1923 Tracer (Aircraft)). Новый трассер с черненой гильзой и пулей в томпаковой оболочке начали выпускать с 1 февраля 1924 г. В 1924 г., после разработки новых улучшенных составов, на вооружение были приняты две модели патронов с трассирующими пулями — Model of 1924 Tracer (Red) и Model of 1924 Tracer (Green). Последний заменил Model 1923 Tracer для авиации. Производство новых трассирующих патронов началось зимой 1924-1925 гг..

Оба патрона имели черненные гильзы и пули в томпаковых оболочках. Для отличия цвета трассы некоторые партии патронов имели донца гильз, окрашенные красной и зеленой краской, но строго этот вариант идентификации не соблюдался, и, чаще всего, цвет трассы можно было определить только по надписям на коробках. 6 июля 1926 г. Model of 1924 Tracer (Red) был заменен новым патроном Cal. .30 tracer cartridge, M1, дающим более длинную трассу красного цвета на дистанции до 1300 ярдов (1190 м). Серийное производство трассирующих патронов М1 началось 15 октября 1926 г. Этот боеприпас также имел черненую гильзу и красный лак на ее донце. В том же году на ведущей поверхности пули М1 стали выполнять каннелюру для улучшения фиксации пули. В конце 1920-х гг. американские специалисты пришли к выводу, что операция по чернению корпуса гильзы приводит к образованию маленьких продольных трещин в районе фланца гильзы. В феврале 1930 г. чернение гильзы было отменено, а вершинка пули стала покрываться красным лаком для идентификации. 1 сентября 1932 г. для трассирующей пули М1 был отменен трассирующий стаканчик, и трассирующую смесь стали помещать непосредственно в оболочку за свинцовым сердечником. Дальнейшие усовершенствования М1 касались улучшения рабочих характеристик и технологии изготовления трассирующего состава. В июне 1943 года, с целью экономии дефицитной меди, на вооружение была принята трассирующая пуля со стальной оболочкой под названием M1 Alternate Tracer. Однако, как только дефицит цветных металлов снизился, в конце 1943 г. трассирующие пули стали вновь выпускать с томпаковыми оболочками. Последняя партия патронов с трассирующими пулями М1 Tracer была выпущена Frankford Arsenal 31 июля 1945 г. 8 января 1942 года для авиационных пулеметов был принят специальный патрон с трассирующей пулей Cartridge, Tracer, Cal. .30, M2. Главным отличием нового боеприпаса от М1 был уменьшенный период горения, дающий трассу на дистанциях до 550 ярдов (500 м). Пуля весом 152 грана (9.85 г) имела томпаковую оболочку. Для идентификации этого боеприпаса первоначально использовали маркировку вершинки пули белым цветом. Однако некоторые партии этих патронов выпускались со стандартной маркировкой вершинки пули красным цветом. В дальнейшем для отличия трассера М2 от М1 на его боковую поверхность над каннелюрой стали наносить дополнительную накатку с насечками. Всего с января 1942 г. по декабрь 1943 г. было выпущено более 19 млн патронов М2 Tracer. В 1943 году они были сняты с производства в связи с перевооружением самолетов пулеметами крупных калибров. В конце 1940 г. американские ВВС предложили разработать трассирующую пулю с приглушенным горением состава на первом этапе полета пули для уменьшения ослепляющего эффекта для пилота. Такая пуля была разработана лишь в начале 1943 г. под обозначением Cartridge, Tracer, Night, Cal. .30, T10. Пуля весом 141 гран (9.13 г) в стальной, покрытой томпаком оболочке давала приглушенную трассу на дистанции 50-150 ярдов (46-137 м) от дульного среза пулемета, а потом горела ярким красным пламенем на дистанции до 1000 ярдов (914 м). Пуля имела отличительную маркировку в виде вершинки пули, окрашенной в оранжевый цвет (ранние партии — серый), и дополнительную каннелюру над кромкой дульца гильзы. Несмотря на то, что изначально заявка на разработку такой пули поступила от ВВС, она сразу же начала применяться в армии для стрельбы из пулеметов в ночных условиях. После получения положительных отчетов об испытаниях трассирующей пули Т10, 26 июля 1945 г. она была принята на вооружение под обозначением Cartridge, Tracer, Cal. .30, М25. Патрон с пулей М25 был официальным штатным трассирующим боеприпасом до самого окончания срока службы .30-06. Также в начале 1940 г. по заказу ПВО была начата разработка трассирующей пули с задержкой горения трассирующего состава. К апрелю 1943 г. такая пуля была разработана и получила обозначение Cartridge, Tracer (Delay), Cal. .30, T13. Пуля имела одну каннелюру с насечками и вершинку цвета слоновой кости. Задержка горения трассирующего состава составляла 150 ярдов (137 м). Во время перехода на производство трассирующих пуль с биметаллическими оболочками американцы столкнулись с проблемой потери кучности. В качестве временной меры по решению этой проблемы Frankford Arsenal разработал укороченную трассирующую пулю, которая была принята на вооружение 21 июня 1943 г. под обозначением Cartridge, Tracer, Cal. .30, T17. Пуля весом 147 гран (9.5 г) имела укороченную на 30% полость для трассирующего состава, поэтому видимая часть трассы не превышала дистанции 770 ярдов (700 м). При таком маленьком объеме трассирующего состава все попытки создать вынос трассы для пули Т17 не принесли результатов, и проект был закрыт в начале 1944 г.
Разработки зажигательных пуль начались в Америке летом 1939 г. Первоначальные исследования велись в направлении придания трассирующим пулям зажигательных функций. Однако вскоре стало очевидным, что маленький объем для размещения состава не позволяет этим пулям решать обе задачи. В связи с этим была начата отдельная программа по разработке специальной зажигательной пули. Первоначальные разработки по снаряжению трассирующей пули М1 термитом и с пулями системы ДеВильде-Кауфмана (DeWilde-Kaufman) не дали положительных результатов. Но во второй половине 1940 г. американцы получили чертежи и спецификации английской зажигательной пули Mark VI, и все дальнейшие разработки были направлены на адаптацию английской конструкции к условиям массового производства Америки. В результате был создан патрон с зажигательной пулей Cartridge, Incendiary, Cal. .30, M1. В отличие от английской модели, американская пуля весом 140 гран (9.1 г) и длиной 36.27 мм не имела стального шарика в верхней части, свинцовый цилиндр в ней был заменен стальным, а вместо винтовой заглушки нижняя часть пули была закрыта стандартным томпаковым стаканчиком от бронебойной пули М2. Вершинка зажигательной пули была окрашена в голубой цвет. 6 августа 1942 г. появилась новая, еще более упрощенная модель зажигательной пули, получившей обозначение M1 (Alternate). В ней томпаковая заглушка в нижней части была заменена свинцовой пробкой. Производство патронов M1 incendiary было начато американскими патронными фабриками в 1942 г. В 1943 г. выпуск зажигательных патронов был прекращен в связи с перевооружением ВВС пулеметами кал. .50.

Первая бронебойно-зажига-тельная пуля появилась в Америке в середине 1917 г. под обозначением Model of 1917 и была предназначена для авиации. Полуоболочечная остроконечная пуля весом 150 гран (9.7 г) длиной 33.27 мм состояла из мельхиоровой оболочки, свинцовой рубашки, верхняя часть которой формировала вершинку пули, стального остроконечного сердечника и заряда желтого фосфора, расположенного спереди и сзади сердечника. В 1918 г. была принята новая, уже оболочечная, модель бронебойно зажигательной пули Model of 1918 весом 180 гран (11.66 г) и длиной 36.77 мм. Она состояла из мельхиоровой оболочки, свинцовой рубашки и заряда желтого фосфора, расположенного над стальным остроконечным сердечником. Для идентификации пуля имела каннелюру, расположенную чуть выше кромки дульца гильзы, и полностью черненую оболочку. В конце 1942 г. Frankford Arsenal начал разработки новой модели бронебойно-зажигательной пули. Первоначально предпринимались попытки приспособить для этих задач бронебойную пулю М2 путем замены свинцового сердечника в нижней части пули зажигательным составом. Однако вскоре, в качестве основы для разработок бронебойно-зажигательной пули была выбрана М1. Экспериментальная пуля со стальным сердечником и зажигательным составом в верхней части показала удовлетворительные результаты при стрельбе по старой технике и трофейным самолетам. 22 мая патрон с новой бронебойно-зажигательной пулей получил обозначение Cartridge, Cal. .30, Armor-Piercing-Incendiary, T15. Пуля весом 158 гран (10.24 г) развивала начальную скорость 2750 футов/сек (840 м/с) и обеспечивала надежное пробитие однослойной брони толщиной 16 мм на дистанции 100 ярдов (91 м). Патрон имел отличительную маркировку в виде голубой и черной полос на вершинке пули. В январе 1945 г. Frankford Arsenal модифицировал пулю Т15 по образцу пули Cal. .50 M8. Пуля кал. .30 снаряжалась стандартным сердечником бронебойной пули М2. Патрон с новой пулей получил опытное обозначение Т15Е2, а в сентябре 1946 г. он был принят на вооружение под обозначением М14.
Другой интересной разработкой времен Первой мировой войны стало создание нескольких моделей бронебойно-трассирующих пуль для авиации. Эксперименты продолжались до 1930-х гг., но ни одна из моделей так и не нашла широкого применения. Вновь интерес военных к данному типу пуль возник лишь летом 1941 г. В конце августа Frankford Arsenal разработал бронебойно-трассирующую пулю Т1Е1 весом 144 грана (9.3 г) длиной 29.0 мм. Пуля имела томпаковую оболочку, алюминиевый сердечник в верхней части, стальной сердечник из сплава с добавлением вольфрама и хрома, и трассирующей смеси. Вершинка пули имела красные и черные полосы для идентификации.
Кроме патронов с боевыми пулями основного назначения кал. .30, была разработана широкая номенклатура вспомогательных патронов — холостых, вышибных, практических, караульных, высокого давления, учебных и проверочных.
Патрон .30-06 Springfield (7.62×63), принятый на вооружение американских ВС в 1906 г. для замены устаревших патронов .30 US Army (.30-40 Krag), 6 mm Lee Navy и .30-03 использовался до начала 1970-х гг. Он являлся основным винтовочно-пулеметным патроном американской армии почти 50 лет, пока его не заменили новые боеприпасы — 7.62×51 NATO (.308 Winchester) и 5.56×45 NATO (.223 Remington). Тем не менее, он до сих пор остается очень популярным спортивным и охотничьим патроном, который выпускается большинством современных производителей боеприпасов.

https://gunmag.com.ua/wp-content/uploads/2019/12/logo-black.png

Подробно о настоящем мужском увлечении.