НожиВыжить любой ценой. Тест SKIF Proxy в экстремальных условиях

admin12.05.201625064 min

Бренд SKIF позиционирует свои ножи как надежные, качественные и недорогие. С последними двумя пунктами я полностью согласен: изделия хорошего качества и по очень доступной цене. А вот надежность своей новинки я решил проверить. Краш-тесты я не люблю и «батонингом» заниматься не собираюсь, так как это дает лишь поверхностное представление о возможностях изделия. Я решил проверить SKIF в ре альных условиях выживания в дикой природе. Я понимаю, что складник для выживания — это нонсенс, поскольку в лесу много тяжелой работы, которая под силу лишь мощному фиксу или топору. Но если вы заблудились в лесу, когда собирали грибы, то какова вероятность, что у вас с собой окажется мощный тесак? Итак, наша задача — выжить любой ценой. Время выполнения миссии — 48 часов.

Набор для выживания

Для похода в лес я решил брать самый минимум, который может быть в реальной жизни. Пять предметов, которые всегда со мной: фонарь Olight S10R, нож SKIF Proxy, мобильный телефон, деньги, носовой платок. Еще три предмета, которые я мог бы взять с собой для похода за грибами: рюкзак, плитка шоколада, полтора литра воды. Также я взял с собой фотоаппарат, блокнот и ручку, но эти вещи я буду использовать только для написания статьи — при выживании они задействованы не будут.

День первый

skif-2
 Валим дерево с помощью «бобровой техники»

Я вышел из дома в 7:00 утра и направился на окраину города. Там находится небольшой лесочек, метров 400 в ширину и около пяти километров в длину. По всей протяженности леса протекает небольшой ручеек. План моего теста был таков: я «теряюсь» в лесу и иду вдоль речки в надежде встретить населенный пункт. Из-за того, что лес маленький, я дойду до опушки и пойду в обратном направлении, пока не наступит время для подготовки ночлега. Организовываю ночлег, строю укрытие, добываю огонь, заготавливаю дрова на ночь. На следующий день все то же самое — иду по лесу, организовываю ночлег, ночую вторую ночь, утром нахожу выход из леса и иду домой. Конечно, в условиях реального выживания я должен проходить хотя бы 20 километров, ведь моя задача — найти населенный пункт в течение трех дней, иначе мой организм ослабнет из-за недостатка еды и воды.

Для поджига травинки ширина фольги должна быть 2 мм в центре и около 10-12 мм по краям

В 8:00 я уже был возле леса. Как раз начинался мелкий дождь. «Отличная погода для собирания грибов!» — подумал я и углубился в лес. Около десяти часов дождь прекратился, однако я уже серьезно промок. Благо ботинки хорошие, поэтому ноги остались сухими. Когда шел в одну сторону, заприметил дерево грецкого ореха; как следует осмотрел территорию вокруг него и нашел восемь плодов, которые прихватил с собой. Еще через полчаса я вышел на опушку и нарвал немного сухой травы для растопки костра. Из-за дождя она оказалась слегка влажной, и я засунул ее в носок возле щиколотки — в надежде, что теплом своего тела высушу ее. И оказался прав. В полдень я сделал привал, попил воды и обстоятельно обдумал ситуацию. Пока я шел, увидел двух белок и нескольких неизвестных мне птиц. А что если сделать ловушку на белку — ведь, если повезет, я смогу ее поймать? Тем более что основной компонент для ловушки — приманка — у меня уже был. В 14:15 я увидел место, подходящее для постройки укрытия, и решил организовывать ночлег. Наконец-то пришло время достать из кармана Proxy! Я нашел два стоящих рядом дерева и прислонил к ним две подпорки, сделанные из лежащих на земле крупных веток. Верхняя перекладина обязательно должна быть из сырого свежесрубленного дерева, чтобы выдержать вес остальных веток. Я нашел подходящее и обстругал его со всех сторон для уменьшения диаметра ствола, чтобы можно было его сломать. Для ножа это оказалось легкой задачей, с которой он справился играючи. Геометрия клинка этого ножа разрабатывалась для хорошего реза, спуски — почти от обуха, сведение в 0,7 мм. Это, конечно, не Opinel, но рез у такого ножа будет уверенный и стойкий. На YouTube есть ролик, в котором во время теста этот SKIF сделал 1200 резов по канату 18 мм! После установки верхней перекладины я собирал крупные ветки и обломки стволов, чтоб сделать навес, одновременно отбирая самые сухие из них на дрова. Когда вокруг закончились сухие длинные ветки, я начал рубить прямой подрост. При рубке таким ножом коэффициент полезного действия оказался весьма низким — тем более что центр масс ножа Proxy находится в рукоятке. Поэтому, срубив пару маленьких деревьев и убедившись в неэффективности обычного способа, я нашел подходящую увесистую палку, приложил нож под углом к очередному стволу и сделал пару ударов палкой по обуху. Работа моментально пошла быстрее. Делаешь четыре зарубки с разных сторон и валишь дерево — на это уходит чуть больше двух минут. Когда скелет навеса был завершен, я набросал на него сухие листья — они будут служить кровельным материалом. Если же вода просочится сквозь листья, то она стечет по палкам. Именно поэтому я сделал такой большой угол наклона навеса.

Добываем огонь

Пришло время развести огонь. Несмотря на то, что спичек у меня не было, самым сложным в этой ситуации оказалось найти абсолютно сухую древесину в сыром лесу. И все же мне это удалось: сухое дерево, стоящее ровно, абсолютно перпендикулярно земле — только в этом случае весь дождь стекает по стволу дерева, и сердцевина остается сухой даже после долгих проливных дождей. Важно понимать, что чем толще ствол дерева, тем более сухой будет сердцевина. Но в окрестностях все сухие деревья толщиной более 10 сантиметров имели наклон. Я повалил самое толстое дерево из прямостоящих, отступил от корня около метра и сломал ствол с обеих сторон, получив небольшое поленце около семидесяти сантиметров в длину и примерно семи сантиметров в диаметре. Расколол я его старым дедовским способом: выстрогал из оставшегося дерева три клинышка и вогнал нож в поленце по самый обух. Затем положил поленце на бок и вставил клин в образовавшуюся трещину. Пара хороших ударов колотушкой — и поленце почти раскололось. Поставил второй клин в трещину ближе ко второму краю, снова ударил колотушкой — и поленце раскололось окончательно. Бревнышко я расколол на четыре части, а из сердцевины настрогал тонкой стружки для растопки.

Расколоть бревно полностью с помощью только одного ножа я не решился. Хоть длина клинка моего ножа была больше, чем полено в диаметре, я понимал: если нож наскочит на сучок, его может намертво заклинить в бревне — и ни вытащить нож, ни расколоть бревно я бы уже не смог. Уже начало темнеть, и я забеспокоился. Все же, когда находишься один в лесу, и уже начинает темнеть, а костра еще нет, начинаешь чувствовать эмоциональный дискомфорт. В таких ситуациях очень важно не паниковать. Я собрал всю свою волю в кулак и продолжил. Добыть огонь я собирался с помощью короткого замыкания. Для этого мне понадобилась батарейка из фонарика и кусочек фольги от шоколадки. Способ очень прост: я замыкаю фольгой контакты батарейки, и фольга нагревается до температуры воспламенения сухой травы, которую я сорвал еще утром и высушил в носке. Самый большой нагрев будет в самом тонком месте фольги. По этой причине ширина фольги по краям больше, чем в центре. На тонкое место фольги я намотал сухую травинку и замкнул контакт. В этом деле самое важное — точно рассчитать, какой ширины должна быть полосочка фольги, чтобы нагреться до большой температуры, но не перегореть слишком быстро. С четвертого раза мне удалось зажечь травинку, от которой родился костер. Когда в огне затрещали крупные палки, я окончательно успокоился. Возле костра я забил несколько кольев и поверх них разложил дрова для просушки. Сверху костра я положил крупное бревно от сухого дерева, которое смог свалить, но не смог разломать — пусть перегорает. Самые сырые дрова я сложил шалашиком вокруг костра, опирая на бревно. Теперь пришло время перевести дух и подкрепиться. Я весь день ничего не ел, и поэтому половина шоколадки мгновенно словно испарилась. Слегка отдохнув, я вспомнил про ловушку и начал плести для нее веревку из древесного волокна, которое содержится в коре дерева. Набрав коры от дерева, я отделил волокно. Из трех волокон косичкой сплел веревочку, а уже из трех веревочек косичкой плел веревку. Дело это долгое и нудное, и на каждый метр веревки я потратил полтора часа. Изготовив два метра веревки, я лег спать.

Веревка и веревочка своими руками

Когда костер прогорал, и становилось холодно, я просыпался, подбрасывал дров в огонь и снова ложился спать. За первую ночь я проснулся три раза. К счастью, дождя этой ночью не было.

День второй

Утром я почувствовал боль, источник которой находился между большим и указательным пальцами левой руки. Я пошел к ручейку, вымыл руки и увидел черную точку внутри ладони. В первый день я загнал в это место колючку от акации — видимо, кончик колючки обломался, оставшись внутри, и ранка стала нарывать. Колючку нужно было достать, а выдавить из ладони не получалось — слишком уж глубоко она засела. Я сделал надрез ножом, кончиком лезвия вытащил инородное тело, обработал рану народным способом и перевязал платком. На завтрак у меня были орехи и шоколад, все это я запивал водой. Во время трапезы параллельно я решил обстругать заранее высушенную за ночь деревяшку, с помощью которой буду добывать огонь методом трения. Фольги осталось меньше половины, мне могло не хватить на второй раз, а спички я специально не брал с собой.

За второй день я прошел гораздо меньшее расстояние — не более пяти километров. Я чаще останавливался на привал и решил пораньше начать обустраивать место для ночлега. Дело в том, что в первый день я еле успел сделать все необходимое и костер разводил уже почти по темноте. Я не хотел повторять ошибок, тем более что намеревался еще устроить ловушку, и в 13:10 начал строить укрытие. Строительство проходило по старой схеме: срубил дерево для подпорок и верхней перекладины, сделал остов навеса. Однако на этот раз кровлю я решил усилить: нарезал высокой травы, укрыл ею остов навеса и лишь потом забросал все листьями. Для того, чтобы листья не разлетались от ветра, как во время первой ночевки, я прижал их стволами деревьев.

Добывание огня способом пещерных предков

Пора было приступать к организации костра. Я срубил подходящую ветку в форме лука, снял шнурок от ботинка и привязал с обеих сторон к ветке. «Сверло» и основание я приготовил утром. Прижав сверло к основанию с помощью куска палки, луком я придавал ему вращательное движение. Не стану вдаваться в подробности, скажу лишь, что добыча огня у меня заняла полтора часа, и получилось все совсем не с первого раза; основание пришлось заменить — первая его версия давала коричневую древесную пыль, которая по какой-то причине никак не хотела тлеть. Легкий моросящий дождь, требовавший для поддержания костра в два раза больше дров, изменил все мои планы. Поэтому к подготовке ловушки я приступил лишь после того, как заготовил дров с запасом. Самая простая ловушка — это петля, но для нее у меня не хватало веревки, да и сама веревка была не совсем подходящей. Поэтому я сделал примитивную «клетку» из скрепленных веревкой тонких веток. На всю клетку веревки тоже не хватило, поэтому в конце я связал палочки волокном из коры. Затем из таких же веточек я вырезал срабатывающий механизм и поставил приманку. Когда устанавливал «заряженную» ловушку, уже совсем стемнело, а дождь усилился. Вечер я провел, лежа под навесом с блокнотом и ручкой в руках. Занося в него заметки о прошедшем дне, я мечтал о теплой постели. Освещал мое жилище фонарь, укрепленный на своде навеса с помощью все того же SKIF Proxy.

Мой ночной светильник

Во вторую ночь я просыпался четыре раза — и все равно прозевал костер; дождь не прекращался почти до самого утра, и когда я проснулся от холода в четвертый раз, костер уже потух. Мне очень повезло, что это случилось уже в 5:45 утра, поэтому я начал готовиться к выходу из леса. Очень хорошо, что я усилил свой навес высокой травой — за всю ночь, пока лил дождь, он протек только в одном месте. Ровно в 8:00 я вышел из леса и направился в сторону дома.

Технические характеристики
Замок Frame Lock
Страна-производитель Китай

Дома

Свои выводы я хотел начать со слов: «Конечно, чудес не бывает — и после такого жестокого обращения нож, естественно, будет нуждатся в заточке…». И для очистки совести решил провести тест на листе бумаги. Такого поворота я совсем не ожидал. Конечно, такой агрессивности реза, как в начале, не было — но бумагу нож строгал уверенно (на краях оставалась еле заметная маленькая бахрома). Я не верил своим глазам — режущей кромки этого ножа я даже не касался, а о заточке вообще молчу. Тут же я рванул на кухню: нарубил хлеба, овощей, колбасы… рез остался нормальным. В голове роились мысли: возможно, на фабрике в Китае что-то перепутали — и это не 8Cr13MoV, a ZDP-189? Может, если наточить его и долго смотреть на режущую кромку, то получится порезаться, даже не прикасаясь к лезвию?

Белку поймать не удалось, но к этому я был готов — меня интересовал тест ножа, а не охота

Так, спокойно, это обычный нож; просто все характеристики — ширина обуха, угол сведения, сказочная термообработка и т.д. — идеально подобраны и выполнены. Но ведь он должен был вернуться из леса совершенно тупым! Удивительно устроен этот мир — я приплелся, еле передвигая ноги, грязный, уставший и пахнущий дымом костра, а ножу — хоть бы хны. Впрочем, небольшое «ранение» у моего Proxy все-таки было обнаружено. Ничего серьезного — образовалась легкая выработка замка Frame Lock. Когда я покупал нож, «фрейм» на рукоятке заходил чуть дальше половины, а сейчас заходит на 3/4. Причем это произошло в первый день, а во второй я никаких изменений не заметил. Это очень странно, поскольку во второй день на нож нагрузка была больше — укрытие строил более капитальное, дров заготовил больше, да еще и сделал ловушку для белки (путь даже она и не пригодилась). Мне кажется, что в первый день детали нового ножа слегка притерлись друг к другу, из-за чего и возникла выработка «фрейма». Когда я разобрал нож, то увидел, что на плашке из G-10 все же есть легкая выработка — но она настолько маленькая, что совершенно не заметна невооруженным взглядом. Интересно и то, что внутри нож остался чистым — и складывался-раскладывался он так же плавно, как новый.

Мои выводы

Финальный рез бумаги

SKIF Proxy проявил себя с самой лучшей стороны и с честью выдержал все испытания. Во время работы с ним у меня не возникало неудобств или каких-либо затруднений — разве что во время рубки, которая малопродуктивна из-за расположения центра масс ножа в рукоятке. При этом рубка с помощью колотушки оказалась вполне эффективной. Общая оценка ножу — «пятерка». Он этого заслуживает потому, что выдержал сверхнагрузки. Многие другие складники бы попросту не справились. Однако мое мнение осталось неизменным: любой нож складной конструкции не предназначен для ударных нагрузок, тем более — для выживания в лесу. Берегите свой нож и используйте его в качестве лома или топора лишь в самых крайних случаях. Примечание редакции. В ходе двухдневного выживания в условиях дикой природы ни одна белка не пострадала.